По кому звонит колокол
Интервенция в мир Символов
Школа сновидений:
КОЛОКОЛА
Колокол имеет форму свода, купола, неба. Посылая в пространство звуки, связывает Небо с Землей. Несет человеку весть из иных сфер, не оставляя его в одиночестве.
Колокольный звон - явление так до конца и не изученное. Но давно отмечено, что он обладает особыми свойствами. Изгоняет злые силы, разрежает особенным светом пространство. Оберегает и предупреждает.
В славянских преданиях, духовных стихах, а также в древнерусской литературе и летописных сказаниях одним из наиболее популярных мотивов о чудесных колоколах был самозвон.
Таким образом колокол предупреждали людей о приближающейся беде или выражали свое отношение к тем или иным событиям истории.
По польскому преданию, однажды сирота вытянула из реки маленький колокол, отнесла его в село и повесила в костеле. Вскоре она умерла, и некому было даже позвонить в память о ней. Тогда этот колокол зазвонил сам, и звонил до тех пор, пока не разбился.
В легендах о затонувших колоколах «провал» селения или церкви обычно мотивируется угрозой нападения врагов (иноверцев), которые могут осквернить или украсть святыню или реликвию (церковь, икону, книги, колокола); в других случаях «провал» описывается как своего рода наказание, результат Божьего проклятия, ниспосланного на людей за их грехи. Ушедшие под воду или землю селение, церковь недоступны людям в обычное время, хотя жизнь там идет своим чередом, не согласуясь с земной лишь во временных координатах (позже—раньше). В одну из праздничных ночей граница между мирами нарушается и люди могут наблюдать жизнь этого города (церкви), слышать доносящиеся из-под земли или воды звуки этих селений, в том числе и колокольный звон. Человек, увидевший колокол в воде или случайно наткнувшийся на него, пытается достать колокол, но при этом нарушает некоторые правила поведения и потому ему не удается вытащить колокол По чешскому преданию, женщина, полоскавшая в реке белье, зацепила им колокол, утонувший в реке около Старого Болеслава, и вытащила его наружу. Увидев колокл, она так удивилась, что громко закричала, отчего колокол сорвался и ушел в глубину.
Время, когда звонили колокол, воспринималось как благоприятное для начала важных дел и хозяйственных работ, а также для многих ритуалов и магических актов. Большая их часть относилась к самому человеку и его здоровью, а также к сферам его деятельности — скотоводству, пчеловодству и садоводству. В Скопской котлине (обл. Македонии) в первый день Рождества Христова хозяин, заслышав удары колокола, трижды проводил скребницей по каждому животному, стоящему в хлеву, и давал им немного жита из решета, чтобы обеспечить приплод и здоровье скота, а хозяйка кормила в обруче кур зерном, чтобы в течение года вся домашняя птица была при доме и не разбредалась. На севере Словении под колокольный звон в Страстную субботу хозяйка слегка била коров березовым прутом, чтобы у них родились телята и было много молока, а также закармливала скот корнями, травами и цветами, собранными в Страстной четверг, чтобы предохранить домашних животных от болезней.
Особенно популярным среди праздничных звонов был пасхальный. На Пасху каждый человек мог подняться на колокольню и звонить в колокол. У русских девушки в течение всей пасхальной недели собирались на колокольне, пели там песни, плясали, звонили в колокола, дети играли тут же с пасхальными яйцами и т. д. На Украине и в восточной Польше считалось, что пасхальный звон положительно влияет на рост гречихи, поэтому парни старались на Пасху первыми добежать до колокольни, будучи уверенными в том, что тогда в семье у них урожай гречихи будет больше всех.
Молчание колокола маркировало «демоническое» время. В Польше широко известны поверья о том, что уж или жаба, в течение семи лет не слышавшие колокольного звона и звуков человеческой речи, превращаются в «смока» — дракона с семью головами, ногами, двумя хвостами и крыльями. Избегание колокольного звщна было условием совершения магических ритуалов, подразумевающих вмешательство нечистой силы.
Молчание колокола также отмечало время, когда на земле присутствовали души умерших, а местом их пребывания становилась пустующая по ночам церковь или колокольня. Сербы Дубровника рассказывали о человеке, услышавшем ночью колокольный звон: он отправился в церковь якобы к заутрене, но обнаружил, что в церкви все не так, как обычно: у священника и у прихожан были лица без носа, а свеча, которую дали ему в руки, наутро оказалась костью мертвеца.
Более других сфер жизни с колокольным звоном была связана область смерти. Как только человек умирал, его родственники шли в церковь, чтобы заплатить за поминальный звон по умершему. Иногда в колокол били и сами родственники. По умершей женщине обычно ударяли дважды, а смерть мужчины оглашалась тремя ударами. Если же покойник был богат, то звонить по нему могли и целый час. Существовали различные виды проводного звона. У далматинцев на острове Брач удары большого колокола извещали о смерти мужчины, а малого — о смерти женщины.
" И в колокол туманный, как Звонарь
Вы бьете! Тихий гул в ночи витает
Качается отшельника фонарь
И на стеклянных гранях наледь тает
Как мечется огонь на маяке
Тревожась о беспечных флибустьерах
И тех, кто затерялся вдалеке
Не приковавшись к веслам на галерах"
Котька
Колокольный звон широко использовался в качестве апотропея. Практика отвращать градоносные тучи с помощью колокольного звона получила массовое распространение у южных и западных славян. Болгары Баната, отгоняя градовые тучи, били в колокол. Однако не все колокола равным образом годились для этих целей. В словенской области Нижняя Краина звонари нескольких соседних сел соревновались друг с другом, кто из них первым зазвонит в свой колокол на Троицу. Считалось, что колокол, звон которого раздастся первым, будет иметь большую силу при отгоне туч. Обязанность звонить при виде приближающейся тучи возлагалась обычно на звонаря. По рассказам сербов-граничар, однажды местные жители избили своего звонаря за то, что он отказался звонить во время града, отчего все их посевы оказались уничтоженными. Звонарь должен был нести эту службу большую часть года — с ранней весны до поздней осени, пока была актуальна угроза града или ливня.
Колокольный звон считался действенным средством против многих болезней. У русских было в обыкновении «водить под колокола» (то есть ставить под колокол на колокольне) кликуш, поскольку бесы, одолевающие их, якобы не выносят колокольного звона; так же поступали с детьми и взрослыми при испуге, при лихорадке и других болезнях. У хорватов Самобора, чтобы избавить младенца от мучающего его ночного духа, окуривали пеленки дымом от смазки колокола. В народной медицине нашлось применение и веревке от колокола: сербские женщины хватались за нее во время звона, чтобы избавиться от болей в руках, болгарки поили больных детей водой, в которую был положен кусок от такой веревки.
СОН О КОЛОКОЛАХ, ПРИСНИВШИЙСЯ ОДНОЙ ЖЕНЩИНЕ.
ВОТ ЕЕ ДОСЛОВНЫЙ РАССКАЗ.
«Когда-то случилось со мной нечто странное.
Попала я в больницу со страшным диагнозом, уже и с постели не вставала. Родители далеко, за 3000 километров, приехать не могут, так как старые уже совсем. И была в одной со мной палате цыганка одна, кровати рядом наши стояли. Смотрела она на мои мучения, жалко стало меня. Однажды глубокой ночью я проснулась от непонятного ощущения. Гляжу – сидит цыганка у меня в ногах, на меня смотрит.
-Ты - говорит – лежи, не пугайся, в палате никто нас не услышит, а я сказать тебе хочу, видение было у меня. Твоя жизнь сейчас на распутье, какой выбор сделаешь, туда и пойдёшь. Но запомни чётко одно: если жива останешься – знаком твоим всегда будет звон колоколов. К плохому ли, к хорошему, но всегда перед важным событием ты будешь их слышать. А теперь спи, во сне решение увидишь.
В эту ночь я спала очень крепко. Снилось мне, что ведёт меня какая-то женщина в поле, там 2 дороги есть и я выбрать должна. Первая дорога вся яркая, там чистое небо над ней, красивый лес вдалеке. Вторая дорога мрачная, вдали церковь стоит, на ней колокол один. Вспомнила я слова цыганки и пошла туда, где колокол. А дальше провал во сне.
Проснулась я и обнаружила, что в палате цыганки нет, а на её место женщину пожилую привели.
Почувствовала я себя лучше, быстро на поправку пошла. Врачи удивлялись, разводили руками, консилиумы собирали, а я выздоравливала. Уже и ходить начала, на улицу выходила. Недели через 3 я сидела на лавке у больницы. Была весна. Вдруг где то за деревьями зазвенели колокола, красиво так, переливчато. Я стала озираться, но по-моему никто, кроме меня их не слышал. На лавку присел мужчина средних лет, мы разговорились, колоколов он тоже не слышал. Проговорили мы очень долго, я пропустила обед, он сбегал в киоск и купил мне пирожков. Так этот мужчина стал каждый день приходить и навещать меня.
Когда меня выписывали, он приехал на такси и отвёз меня в мою съёмную квартиру. А через 2 месяца мы поженились.
Вот тебе и колокола, подумала я.
Прошло полгода. Жили мы восхитительно, будто на одной волне плыли. И ни разу за это время я не слышала колокольного звона. Всё шло мирно и гладко. Вдруг, однажды идя из магазина, я услышала тревожный звон. У меня всё внутри упало, это ли предвестник беды?
И правда, вечером позвонила мама и сообщила, что отца не стало.
Нам пришлось собираться и лететь к родителям. Хоронили отца тихо, без размаха. Когда его отпевали, я вновь услышала колокола. Чувств не было, я поняла, что это моё наказание, уж лучше жить не зная, что что-то может случиться, чем так, как жила я.
Погостив неделю дома, мы засобирались обратно, но тут мне стало плохо. Со страшными мыслями, что заболевание ко мне вернулось, я отправилась в больницу, где меня огорошили: я была беременна!
Домой поехали на поезде и проезжая мимо населённого пункта, я снова услышала далёкий звон колоколов.
Родилась дочь, здоровый ребёнок. 5 лет мы жили совершенно счастливо, я ни разу не слышала колокольного звона, хотя проезжала мимо церквей, частенько гуляла с ребёнком на улице. Жизнь моя была мирной и тихой.
Но однажды я всё-таки услышала этот звон. Моё сердце неприятно сжалось. Звон был тревожным.
Неделю я дёргалась от любого звука, любого звонка телефона. Шла вторая неделя и я вся измучалась в ожидании некоего события. И оно случилось. Умерла моя мать.
Все эти годы я жила и мечтала оглохнуть. Я боялась ходить мимо церквей, боялась колоколов, колокольчиков, да любого звука, я никогда не включала в религиозные праздники телевизора и закрывала форточки. Но ничего мне не помогло. Всё таки я снова его услышала тревожную весточку.
Это было в понедельник. Дочь уже заканчивала институт, жила с нами, встречалась с парнем. Мы с мужем постарели очень и я всегда ловила себя на мысли, что прожила счастливую жизнь с этим человеком. И если бы не все эти предвестники…
Я подогревала суп на кухне. Дочь и муж должны были приехать на обед, муж с работы, дочь с учёбы. И вдруг я отчётливо услышала, даже не звон, бой колоколов. В голове моей запульсировала тревога, руки похолодели, я села на табурет и стала ждать. Ждать своих любимых, потому что ничего больше мне не оставалось делать.
Открылась входная дверь и в квартиру зашла дочь. Поцеловав меня, быстро плюхнулась на табурет и стала есть. Время шло, но мужа всё не было. А потом зазвонил телефон. Дочь сорвалась, крикнув, что это её, а у меня тревожно заколотилось сердце. Её задорное «алло» перешло в трагическое «вы что-то перепутали» а потом она просто сползла по стенке. Я уже догадалась…
С тех пор прошло 2 года. Дочь закончила институт и вышла замуж. Они живут с нами и они самое дорогое. Что есть в моей жизни.
Но недавно я снова услышала тревожный звон колоколов. Он был громким, навязчивым, сильным. Я каждую минуту молю Бога, чтобы мне снова приснился тот сон, увиденный давно в больнице, когда я выбрала путь к колоколу, чтобы я пошла теперь по другой дороге, ушла к мужу. Нервы мои на пределе, дети замечают, что я стала тревожной и постоянно спрашивают меня о здоровье. Но они не знают, что я слышала тревожный вестник, вот только какое событие нас ожидает, знать мне не дано. Молю Бога, чтобы оно коснулось только меня».
МАЛИНОВЫЙ ЗВОН
Есть несколько версий происхождения этого выражения.
Основная: словосочетание «мали́новый звон» никакого отношения к соответствующим ягоде и цвету не имеет. Происходит от названия фламандского (бельгийского) города Мехелен, который по-французски называется Malines (Мали́н), где в Средневековье разработали удачный сплав для литья колоколов. С тех времён на Руси стали так называть красивый, переливающийся звон (сочетание «мали́новый звон» имеет значение: «очень приятный, мягкий по тембру звон»).
В других версиях фигурируют языковое (малиновый - красный - красивый, прекрасный) происхождение (В. Н. Сергеев), и «цветной слух» - синестезия. Ещё это название могло прийти из народа, т. к. колокольным звоном сопровождались вечерние и утренние церковные службы, т. е. на заре, когда небо окрашивалось в малиновый цвет.
Википедия
УГЛИЧСКИЙ КОЛОКОЛ
В Угличе 15 мая 1591 года в 12 часу субботнего дня сторож Спасского собора Максим Кузнецов и вдовый священник Федот по прозванию Огурец по приказу царицы Марии Нагой били в набат по случаю смерти царевича Дмитрия. Звон собрал на соборной площади горожан, начались волнения и самосуд над лицами, заподозренными в убийстве Дмитрия. Василий Шуйский, расследовавший происшествие в Угличе, казнил 200 угличан, а 60 семей 1 апреля 1592 года сослал в Сибирь (в основном, в Пелым). Набатный колокол, которому к тому времени, как говорится в летописях и преданиях, было уже лет триста, как подстрекателя к бунту сбросили со Спасской колокольни, вырвали ему язык, отрубили ухо, наказали принародно на площади 12 ударами плетей и «сослали» в Сибирь. Есть указания, что угличане почти год волокли его в ссылку на себе.
Колокол в 1593 году был прислан в город Тобольск.
Местный воевода князь Фёдор Лобанов-Ростовский запер его в приказной избе и распорядился сделать на нём надпись «первоссыльный неодушевленный с Углича».
В народе «биография» колокола обросла преданиями и слухами: повторяется и до сих пор.
ЗВОНАРЬ -КВАЗИМОДО
Все знают знаменитый роман Гюго "Собор Парижской Богоматери". И уродливого рыжего человечка, страстно полюбившего юную цыганочку Эсмеральду
«Двойное несчастье выпало на долю Квазимодо, - пишет Гюго, - уродство и темное происхождение».
Малыша окрестили, изгнав таким образом «дьявола», и отправили в Париж, в собор Парижской богоматери. Там его уже готовы были бросить в костер как нечестивца, но молодой священник Клод Фролло вступился за несчастного ребенка, усыновил его и дал ему имя - Квазимодо
(у католиков так называется первое воскресенье после пасхи, а именно в этот день мальчик был обнаружен).
С тех пор он так и жил в соборе, став со временем его звонарем. Люди не любили его за его уродство, оскорбляли и смеялись над ним, не желая увидеть за безобразной внешностью благороднейшую, самоотверженную душу. Колокола стали его страстью, заменив своим звучанием радость общения с близкими.
СОННИК
Колокол всегда снится к значительному событию.
Тревожный звон- НАБАТ - к тревожному.
Малиновый, праздничный - к хорошему.
Вот конец проповеди священника XVII века Джона Донна, он стал эпиграфом к роману Хэмингуэя "По ком звонит колокол"
«Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если волной снесёт в море береговой Утёс, меньше станет Европа, и так же, если смоет край мыса или разрушит Замок твой или друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол:
Он звонит по тебе».
http://pagan.ru/slowar/k/kolokol8.php
http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D1%8B
http://4stor.ru/histori-for-life/16171-kolokolnyy-zvon.html