«Хороший путь не имеет четкого плана, и у этого пути нет определенной цели»
Лао Цзы.
Посещая разные страны или города мы привозим с собой сувениры, фотографии, экзотические пряности, предметы быта, ... какую-то частичку другой страны(города) в любом виде... в общем все самое вкусное*. У меня своя «папка воспоминаний» – истории из жизни и творчества людей, родившихся на этой земле. Ибо легче приблизиться к человеку, его творчеству, понять структуру и характер личности именно таким способом. Так было и на этот раз. Гуляя по Мюнхену мы случайно набрели на Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана. Университеты – моя слабость*. Люблю бывать в альма- матер больших европейских городов, стараюсь напитаться духом тех мест что-ли. Я - вечный студент :) Вузы дают высшее профессиональное образование, но жи-и-изнь... с ее перипетиями, заботами и задачами порою весомее любого вуза. Жизнь – это главный экзамен, который нельзя отложить или пересдать. Им можно только воспользоваться как опытом...
…люди могут закрыть глаза и не видеть величия, ужаса, красоты, и заткнуть уши, и не слышать людей или слов. Но они не могут не поддаться аромату. Ибо аромат - это брат дыхания. С ароматом он войдет в людей, и они не смогут от него защититься, если захотят жить... Кто владеет запахом, тот владеет сердцами людей.
Патрик Зюскинд, автор знаменитого «Контрабаса», «Голубки», «Истории господина Зоммера»... «Парфюмера» - выпускник этого университета. Человек с интересной судьбой, некий многостаночник* (интересующийся различными темами) - получил музыкальное образование, изучал историю, психологию и психоанализ, работал тренером по настольному теннису,... и наконец - занялся писательским делом. Его литературные анти-герои имеют одно общее качество.... им сложно найти свое место в мире и в общении с другими людьми. Они «особенные», которые от опасно воспринимаемого мира предпочитают скрываться в маленьких комнатах. Произведения Зюскинда автобиографичны и во многом дают представление о неприятном опыте и в его жизни. В своих произведениях он снова и снова возвращается к темам искусства, становления гения и его крушения. А ведь художественное творчество всегда задевает* личное автора...
Зюскинд охарактеризовал однажды свое писательство как отказ от «беспощадного принуждения к глубине», которое требует литературная критика. «Да оставьте же вы меня, наконец, в покое!» - что-то подобное произносят герои его романов, но становится ясно, что это говорится настолько же искренне и самим автором. Есть в этом что-то 12-домное, затворническое, монашеское, нелюдимое. И в тоже время - стремление к независимости. «Свобода - есть осознанная необходимость». Свобода, это, прежде всего желание осуществления своей мечты, желание сделать что – либо, что необходимо для собственного «я» для души человека. Но самая главная цель, это получить её. Иметь право на свободу, право на то что бы совершать те или иные поступки. Именно поэтому, человек с самого начала создан для неё (Гегель).
Маленькое отступление... 5 мая в Германии был праздник Вознесения Христова – выходной день. Множество церквей используют этот день, чтобы провести богослужение вне стен дома Господня, потому что Бог принадлежит миру. В конце службы выпускают в небо голубей (немецкий символ этого праздника) и наблюдают, пока они не исчезнут. Это олицетворение вознесения Иисуса в мир к своему Отцу...
...Когда с утра щебечут птицы,
Встречая солнечный рассвет,
То значит, есть, к чему стремиться
И есть куда лететь на свет…
Запомнился мне этот солнечный, замечательный день. К чему я? К тому, что всему свое время и место. Если не мы подстраиваемся под обстоятельства, то они подстраиваются под нас. Изучая что-то или интересуясь чем- либо мы не всегда готовы понять или оценить то, что имеем. Человек должен быть готов принять*, как плод должен созреть чтобы его съесть.
Так вот, признаюсь честно, на момент этого дня о Зюскинде только слышала, и то не полностью, частично. Фильм «Парфюмер» не смотрела, книгу не читала. Помятуя о вчерашнем (встретившемся на пути университете) завела в ютубе аудиокнигу с тем же названием и ... буквально через несколько минут провалилась* в другой мир, в мир ЗАПАХОВ, средневековья, мистики и реализма, ... в общем в нереальную историю, полную всякой чертовщины и странностей. Заворожило еще и шикарное прочтение, притягательный голос, вкусный литературный текст, с сочными и точными формулировками. Эх-х-х... Как много значит в нашей жизни обоняние – один из пяти органов чувств. Только задумайтесь, насколько наше мироощущение зависит от того, какой орган чувств доминирует. Для большинства это глаза. А так... парфюмер живет в мире ароматов, музыкант – в мире звуков, художник – в мире цветов, писатель слов, поэт – неуловимых оттенков ощущений.
Кратенько о сюжете для тех, кто не в теме: XVIII век. В Париже родился необычный человек — Жан-Батист Гренуй. «Он родился в парижской клоаке, под прилавком рыбного рынка. Сброшенный в кучу рыбьей требухи, младенец испытал первый в своей жизни, ни с чем ещё несравнимый шок. Благодаря невообразимому нервному потрясению, он попытался отторгнуть все внешние запахи». Отверженный обществом, через много лет он решает осуществить свои грандиозные помыслы.
И еще несколько цитат из текста автора..
... «В городах того времени стояла вонь, почти невообразимая для нас, современных людей. Улицы воняли навозом, дворы воняли мочой, лестницы воняли гнилым деревом и крысиным пометом, кухни — скверным углем и бараньим салом; непроветренные гостиные воняли слежавшейся пылью, спальни — грязными простынями, влажными перинами и остро-сладкими испарениями ночных горшков. Из каминов несло серой, из дубилен — едкими щелочами, со скотобоен — выпущенной кровью. Люди воняли потом и нестираным платьем; изо рта у них пахло сгнившими зубами, из животов — луковым соком, а из тела, когда они старели, начинали пахнуть старым сыром, и кислым молоком, и болезненными опухолями. Воняли реки, воняли площади, воняли церкви, воняло под мостами и во дворцах. Воняли крестьяне и священники, подмастерья и жены мастеров, воняло все дворянское сословие, вонял даже сам король — он вонял, как хищный зверь, а королева — как старая коза, зимой и летом. Ибо в восемнадцатом столетии еще не была поставлена преграда разлагающей активности бактерий, а потому всякая человеческая деятельность, как созидательная, так и разрушительная, всякое проявление зарождающейся или погибающей жизни сопровождалось вонью», ...
... «Мать Гренуя, когда начались схватки, стояла у рыбной лавки на улице О-Фер и чистила белянок, которых перед этим вынула из ведра. Рыба, якобы только утром выуженная из Сены, воняла уже так сильно, что ее запах перекрывал запах трупов. Однако мать Гренуя не воспринимала ни рыбного, ни трупного запаха, так как ее обоняние было в высшей степени нечувствительно к запахам, а кроме того, у нее болело нутро, и боль убивала всякую чувствительность к раздражителям извне. Ей хотелось одного — чтобы эта боль прекратилась и омерзительные роды как можно быстрее остались позади. Рожала она в пятый раз. Со всеми предыдущими она справилась здесь у рыбной лавки, все дети родились мертвыми или полумертвыми, ибо кровавая плоть вылезшая тогда из нее, не намного отличалась от рыбных потрохов, уже лежавших перед ней, да и жила не намного дольше, и вечером все вместе сгребали лопатой и увозили на тачке к кладбищу или вниз к реке. Так должно было произойти и сегодня, и мать Гренуя, которая была еще молодой женщиной (ей как раз исполнилось двадцать пять), и еще довольно миловидной, и еще сохранила почти все зубы во рту и еще немного волос на голове, и кроме подагры, и сифилиса, и легких головокружений ничем серьезным не болела, и еще надеялась жить долго, может быть, пять или десять лет, и, может быть, даже когда-нибудь выйти замуж и родить настоящих детей в качестве уважаемой супруги овдовевшего ремесленника», ...
Впечатлило? Ага - и меня тоже. Но не сама история рождения этого человека, его матери или запахов. Гениальность авторской подачи... и передачи ощущений... Талантливый писатель, взявшись за тему, раскроет ее со всех сторон и даже вывернет наизнанку. Так случилось и с Зюскиндом. Самые изысканные духи – это неповторимое смешение контрастов. Они сводят с ума, вызывают сильнейшие эмоции, которым невозможно противостоять. Так и его текст (упакованный в эту книгу как во флакон) полон эмоциональных контрастов. Автор восхищает еще и тем, что как и любой гений в своем творчестве использует такой яркий ассоциативный ряд. Исследование творчества известных людей традиционно для психологии. И такой метаязык тоже нуждается в изучении. Знания автора и опыт из совершенно различных областей человеческой деятельности создают из текста слоеный пирог. Понимание биологии, изучение истории Франции и Европы (объехал места действия романа), психологии и парфюмерного мастерства (кое он специально проходил в фирме «Фрагонард» ), изучение большого количества литературных и культурологических источников, которые в изобилии использовал в романе - поражают и восхищают... приводят к одному знаменателю и взаимодействуют в таких сочетаниях, которые несомненно развивают и совершенствуют рост себя. Зюскинд не узкий специалист в какой либо одной области, видно что он обладает способностью до самых глубин постигать различные стороны изучаемого им мира.
Его процесс мышления, стоящий за конкретным произведением, является важнейшим элементом гениальности. И то, что эффективно в стратегии приготовления пищи, может быть с успехом применено в стратегии писательского искусства. Именно через наш личный субъективный опыт мы познаем окружающий мир. И если говорить языком НЛПиста, каждый из нас создает свою репрезентативную «карту мира», в которой мы обитаем. Она определяет каким будет наше миропонимание, какие возможности будут нам доступны. Личность, творчески взаимодействующая с миром и преодолевающая трудности – это личность у которой репрезентация или модель жизненных обстоятельств обладает богатой палитрой красок, открывая им широкий спектр возможностей в выборе своих поступков. Человек, являющийся гением, в этом смысле просто обладает большей широтой взглядов и большими способностями к организации и взаимодействию с миром.
Зная историческую и географическую обстановку – то есть когда и где данный индивидуум осуществлял свою деятельность, изучив его линию поведения, врожденные способности, почему он делал то что делал, как проявлял себя в отношении семьи, сослуживцев, социума,... мы можем восстановить модель личности в нашем образе. С помощью этого метода можно анализировать творчество или поведение важных или обычных лиц.
Действительно ли существует гениальность?
В чем природа гениальности? Каковы ее свойства?
А в самом ли деле эти свойства связаны с гениальностью?
Наша умственная деятельность направлена на решение проблем и задач. Она крутится вокруг познавательной области что называют проблемным пространством. В шахматах, например, этим пространством является доска и соперники. Шахматист вырабатывает стратегию поиска и выхода из тупиковых ситуаций. Гений так же выявляет проблемное пространство которое и становится предметом его деятельности (у Зюскинда это сложность найти свое место в жизни и проблемы в общении с другими людьми). Гений проявляется тогда, когда человеку дается возможность сосредоточиться на интересующих его предметах. Он и сосредотачивает свою деятельность на издательском деле, концентрируя и перенося все свои мысли на бумагу.
Исследование мыслительного процесса конкретного человека во многом напоминает работу детектива. Например, Конан Дойль был настолько восхищен способностями своего учителя выявлять болезни и ставить диагнозы, что даже начал мысленно представлять себе, каким образом методы этого «детектива от медицины» могли бы найти применение в работе реальных сыщиков. В результате на свет появился Шерлок Холмс. Он был способен наблюдать и анализировать, излагать и объяснять. И даже то, что он является вымышленным персонажем, лишь подтверждает: конкретная стратегия может быть применена в совершенно различных областях - как реальных, так и порожденных фантазией.
Систематически и подробно наблюдая все то, что происходит перед глазами позволяет человеку узнать многое. Умеющего наблюдать и анализировать обмануть просто невозможно. Его выводы будут безошибочны и поразительны, но дело тут не в колдовских способностях мага или чародея, а в том процессе умозаключений что ему предшествовал.
Исследование побудительных причин гениальности сопряжено с поиском цепи событий в биографиях гениев, повлиявших на развитие их исключительных способностей. Поиск побудительных причин заставляет нас рассматривать гениальность как результат стечения особых обстоятельств и особого опыта, имевших место в жизни данного лица. Обнаружение сдерживающих причин дает нам основание рассматривать гениальность как нечто, вызванное совершенно особыми обстоятельствами в жизни данного лица. Изучение конечных причин – основание поверить, что гениальность является либо результатом личных мотиваций, либо судьбой.
Есть такое мнение: «Умеющий рассуждать по одному только факту из целой плеяды связанных с ним выведет не только всю цепь событий, ведущих к нему, но и все результаты, которые из него последуют». Так и хороший психолог или аналитик сможет без труда определить то, что лежит под тестом литературного произведения или укрыто за холстом художника.
Каждое путешествие как глоток свежего воздуха. Кто не путешествует, тот не знает реальную ценность человеческой жизни. И не важно, как вы это делаете, по воздуху или через интернет... возможности у всех разные. Важно что «дорога делает мудрого человека лучше, а дурака – глупее». Именно дорога способствует новым открытиям, знакомствам, именно она зовет* чтобы узнать что-то новое, то, что не печатают в газетах и учебниках.
«Через 20 лет вы будете сожалеть больше о том, что вы не сделали, чем о том, что вы сделали. Так что оборвите канаты, поймайте попутный ветер, уплывите подальше от тихой гавани, исследуйте, мечтайте, открывайте». – Марк Твен. Если вода, стекло и камень имеют свой неповторимый аромат, то и каждый отдельно взятый человек встретившийся нам на пути, каким бы неприметным или неинтересным он не казался, имеет свою изюминку, или особенность. В каждом из нас спит гений, и кто знает в каком именно месте он пробудится и какую область нашей души он откроет.
«Только великие люди обладают великими недостатками», - говорил знаменитый Ларошфуко. Жорж Санд добавляла: «Вот где сидят у меня эти великие люди. Хорошо читать их жизнеописания, приятно посмотреть на них, отлитых из бронзы или высеченных из мрамора, но плохо иметь с ними дело. Они злы, взбалмошны, деспотичны, желчны, подозрительны».
Шопенгауэр писал: «Гении не только невыносимы в жизни, но безнравственны и жестоки, им трудно иметь друзей. На высотах мысли царит одиночество». При этом сам Шопенгауэр однажды избил одну старуху и должен был по суду платить ей всю жизнь пенсию.
«О гениальных людях, точно так же, как и о сумасшедших, можно сказать, что они всю жизнь остаются одинокими, холодными, равнодушными к обязанностям семьянина».
Гейне писал о себе: «Мое умственное возбуждение есть скорее результат болезни, чем гениальности. Чтобы хоть немного утешить страдания, я сочинял стихи. В эти ужасные ночи, обезумев от боли, бедная голова моя мечется из стороны в сторону и заставляет звенеть с жестокой веселостью бубенчики изношенного дурацкого колпака. А заключал он размышления о гениальности и сумасшествии словами: Творчество - это болезнь души, подобно тому, как жемчужина есть болезнь моллюска»
Литература
Психоанализ и художественное творчество. Старовойтов В.В
«Рецепция и реконструкция художественного опыта экзистенциализма в творчестве Патрика Зюскинда». Салахова А.Р
П.С если кто-то захочет добавить астроконтекст карты П. Зюскинда - буду рада. Пучок личных планет скорее всего в 12 доме, поражение их Ураном и Нептуном, Луна на стыке Водолея и Рыб... Хотя, по-моему все и так видно, сквозь текст книг...