окулус | блоги | berkana | пантеон | цветы зла у ног богини красоты....

"Цветы зла" у ног Богини Красоты. Астроэтюд о Бодлере

Маэстро! Музыку!

Для начала поникаемся духом декаданса (кому наскольку позволяет здоровье ;-)


Искусствоведческая интродукция

...Понять Бодлера означает, быть может, найти ключ к целому пласту современной европейской культуры.
Г.К. Косиков.

Вот так все начиналось…

Вот какую эстетическую программу задумал маниакально-депрессивный гедонист Шарль: "Знаменитые поэты уже давно поделили самые цветущие области в царстве поэзии. Мне показалось забавным и приятным, тем более что задача была трудной, извлечь Красоту из Зла."

Чтобы понять Бодлера, автора осужденного шедевра - сборника стихов "Цветы зла", стоит взять на вооружение замечание, что понятия "зла" и "дьявола" у романтиков имели особенное свойственное только романтическому мироощущению (а Бодлер был непосредственно связан с культурой романтизма) семантическое наполнение. Какое? Имели функцию деструкции актуальных социкультурных норм, основанных на миросозерцании капитализма с их главной ценностью - полезностью. А разве может быть большим осквернение искусства, чем сочетание его с идеей пользы?! Ой, нет... Не надо нам такую ценность... В таких условиях асоциальные типы становятся маргинальными проводниками оппозиционных настроений. И так разворачивается "романтическая дьволиада", в которой выше названный неприглядный персонаж изображается прежде всего персонификацией очищающего бунта. Очень такой плутонианский весь из себя персонаж... Болер жил в те дни тотального опошления, когда Гонкуры писали в своем дневнике: "Видимо, что не стоит умирать ни за какое дело, а жить надо несмотря ни на что, и надо оставаться честным человеком, ибо это у тебя в крови, но ни во что не верить, кроме искусства... Все остальное - ложь и ловушка для дураков". Чуть позднее Ницше причитал в "плаче по человеческой культуре" (его запись): караул! наступают массы!. В общем весь этот декаданс, панэстетизм и нигилизм носили реакционный характер истерии, в которую впали эстетстующие индивиды второй половины 19 века.

Таким образом Бодлер оказался в соответствующей культурной среде, чтобы наиболее полно выразить свою неудовлетворенность жизнью в поэтическом творчестве. Чуть было мир отдохнул от надрывных нот в хоре первых романтиков, как им на смену пришли декаденты... Да и было отчего взгрустнуть не на шутку: "предательство" матери, которая "посмела" повторно вступить в брак после смерти отца; отцовское наследство отобрали и выдавали "на карманные расходы", что оскорбляло склонного неумеренно пошиковать денди; к тому же денди болел сифилисом, употреблял опиум и ему изменяла любовница. И все это ничто по сравнению с теми больши-и-и-ими пребольши-и-и-ими тараканами, которые плодились в голове гения.

КрасавчеГ!

С новым витком развития романтизм становится более изощренным, скользит по краю бездны, забывается на столько, что его грезы принимают откровенно патологическую формую. К примеру, традиционная тема романтиков - смерть юной девушки, максимально поэтизированная Новалисом и Эдгаром По."Мученица" - в поэзии Бодлера сексуализация смерти достигает наивысшей интенсивности:


Как все в ней молодо!

- Ужель, с судьбой в раздоре,

От скуки злой, от маяты

Желаний гибельных остервенелой своре

Свою судьбу швырнула ты?

А тот, кому ты вся, со всей любовью,

Живая отдалась во власть,

Он мертвою тобой, твоей насытил кровью

Свою чудовищную страсть?

Схватил ли голову он за косу тугую,

Признайся мне, нечистый труп!

В немой оскал зубов впился ли, торжествуя,

Последней лаской жадных губ?


В стихотворении "Падаль", которое, с его эстетикой отвратительного (здесь уместно припомнить Выготского , заметившего, что искусство делает привлекательным то, что в жизни выглядит отвратительно) можно назвать программным, поэт более реалистично и даже натуралистично разрабатывает эту тему, хотя вещественность стиля - это в принципе характерная черта его поэтики: все ощутимо на ощупь, на вкус, по запаху; это не "дистиллированный" стиль Новалиса. Все зримо и выпукло порой до приторности. У Бодлера тема смерти, толкуеммой не как переход в инобытие, а как отвратительное физическое состояние, практически всегда звучит параллельно эротическим мотивам ):


...И трупы оживлять дало

Твоим объятьям исступленным

("Песнь после полудня ", из цикла Мари Добрен)


Или:


...И в атаку бросаюсь я, жаден и груб,

Как ватага червей на бесчувственный труп.

О жестокая тварь! Красотою твоей

Я пленяюсь тем больше, чем ты холодней.

(Из цикла, посвященного Жанне Дюваль)


Вместе с тем поэзия Бодлера религиозна (хотя теологические понятия в его текстах занимают очень скромное место): и ад и рай, сливая их въедино, он заменил другим пространством, где нет Бога, нет Дьявола, в нем торжествует Женщина и Красота. "Гимн красоте" - также программное стихотворение.

Перевод Эллиса

Это особый мир, в котором поэт, помимо всего прочего, действует не только как Мастер или Медиум, но и как психолог, не боясь противоречий и черных пятен - напротив, он упивается ими. Забегая вперед отмечу: очень характерный "психологизм" для асцендентального Скорпиона. Рецензируя "Андромаху", Ролан Барт заметил, что в трагедиях Расина люди наконец любят так, как они любят, а не так, как следует любить в соответствии с этикетом. Также и для Бодлера Любовь - это земное чувство, испепеляющая страсть, а не сентиментальные воркования пастушков и пастушек на картинах времен Рококо, и в то же время - это духовность, воплощенная в красоту чувственных переживаний. А иногда - и "песнь на поле брани". Вследствие травматического опыта отношений с матерью взаимодействия Бодлера с женщинами никогда не были безболезненными, за исключением, может, его увлечения Мари Добрен, которую он даже называет "голубкой" ("Голубка моя, умчимся в края, где все, как и ты, - совершенство"). В стихах, обращенных к разнузданной и в этом роковой, да еще и просто пустой бабенке Жанне Дюваль, любовь изображается как поединок, в котором образ женщины наделен враждебной силой, она - разрушительная стихия. В противопоставлении Марии и Евы, она конечно, соответствует Еве и разверзает пропасть между небом и человеком:


Ты на постель свою весь мир бы привлекла,

О, женщина, о тварь, как ты от скуки зла!

Что б зубы укреплять и в деле быть искусной -

Съедать по сердцу в день, - таков девиз твой гнусный.

(Из цикла, посвященного Жанне Дюваль)


Основные положения эстетической программы Бодлера :

- метафизический бунт,

-апология абсурда,

-панэстетизм,

-сплин и истерия как художественный метод,

-символизм,

-психологизм, "алхимия страдания",

-эпатирующий эротизм.


Астропсихопатология

Бодлер родился 9 апреля 1821 года. Асцендент я ему с уверенностью ставлю в Ско, хотя ректи делала не я.

За этот вариант и проецирование овеновского стеллиума в 5-е поле гороскопа: любовь к праздности, шику, искусству, развлечению, бабам, инфантильность непроработанного Овна только умножается пятидомьем. Плюс и Жанна и Мари Добрен были актрисотками. Скорпион на Асценденте - грязные связи с проститутками, садомазо, агрессивное отношение к внешнему миру при бесконечной жалости к себе. Мрачный взгляд на жизнь. Хотя для полследнего, как и для его импульсивной агрессивности, было бы достаточно и пораженного Овна.

В то же время, можно поставить вопрос и так: а почему бы тогда не поставить ему Асц на Плутон?

Все-таки я предпочитаю первый вариант.

По следующим причинам.

Стеллиум в 1-м доме дал бы сосредоточение на своей персоне, а не на искусстве, хотя и есть соблазн выделить Меркурий соединением с Асц. Однако вот характерное высказывание одной моей знакомой с заполненным 1-м домом: нужно вкладывать в СЕБЯ. Вся жизнь Бодлера – растрата себя, он был, конечно, эгоистом, но… Был ли он способен на любовь? Кто скажет, что он не любил искусство, тот будет иметь дело со мной;-).

Узлы. Если Плутон на Асц, то Узел в 12-м поле. Тоже вариант: асоциальность, наркотики, болезнь, истощение сил… Однако тогда у него Селена во 2-м доме, что не очень-то похоже на действительность. А вот Уран и Нептун в связке и квадрате к Венере в 5-м – бесшабашные траты непонятно на что. При Асц в Ско Узел проецируется в 4-й дом. Асоциальность на дому, домашнее заточение в обществе гашиша и опиума – почему нет? Интересно отметить, что очевидцы оставили сообщение: Бодлер периодически страдал безденежьем настолько, что у него не было свежего белья, и он был вынужден не выходить из дома. Хотя, разумеется, Рыбий Узел в 4-м – это прежде всего прямое указание на медитативность, погружение в мир тонких материй, в конце концов, это поэзия в чистом виде…

Луна в 9-м доме – дает высокие состояния сознания, вдохновенность, а также интерес к путешествиям и философским исканиям, которые не были чужды поэту. Его поэзия метафизична. Ну и, конечно, кругосветное путешествие, в которое его «сослали» мать и приемный отец генерал Опик. Бодлер был в Индии, ее национальный колорит получает отражение в тягучей чувственности образов, разрабатываемых с помощью экзотических деталей.

Лилит в 11-м – искушение свободой, индивидуализм, отсутствие единомышленников. Самым большим «другом» его был Эдгар По, которого он переводил с английского и о котором написал эссе. Речь, разумеется, не идет о личном знакомстве…

Селена в 7-м поле – поиск идеальной подруги. При всех своих вывертах и комплексах поэт страдал от невозможности найти идеальные отношения, главным содержанием которых была бы дружба, взаимопонимание, идеальная платоническая любовь.

Одним из самых интересных вопросов, связанных с интерпретацией этой карты, может быть вопрос: откуда у полновесного Овна с Асц в Ско такое исключительное чувствование форм? Ведь был не только поэтом, он был ВЕЛИКОЛЕПНЫМ критиком, теоретиком искусства, не только искусства слова. Он прекрасно чувствовал живопись, пластические искусства и, как Теофиль Готье, бывший профессиональным скульптором, использовал приемы синэстезии в стихах. Я думаю, ответ надо искать вот в чем. На самом деле, это большой предрассудок определение предрасположенности по стоянию планет а ля «Венера в Овне, в изгнании? Ну, значит, вкуса нет…». Это полнейшая чушь.

Венера Бодлера интересно аспектирована. Начнем с того, что само стояние ее в Овне дает ей мощнейшую энергетику для транслирования ее пятидомных проявлений внешнему миру. Она в соединении с Юпитером – да, конечно, Бодлер не только чувствовал прекрасное, он понимал его законы, мог стать учителем, заложил целую магистраль в эстетическом миросозерцании Западной Европы. Панэстетизм в переводе на язык астросимволов – это, конечно, соединение Венеры и Юпитера: все есть красота, расширение ее границ до беспредела. Красота как закон мироздания. Соединение «большого счастья». В чем оно было? Конечно, в гении. Люди, обладатели, Юпитера в 5-м доме – не ждите даров! Вы приходите в мир, чтобы отдавать… «Большое счастье» Бодлера «ломается» квадратурой к соединению Нептун-Уран. Вот он экстремальный идеализм и невозможность реализовать эту потребность души. Не буду оговаривать специально, что еще дает этот аспект - и так понятно. Оговорю только один тонкий момент. Квадру Венера-Уран часто интерпретируют как склонность к изврату. ???? А более широко? Поиск исключительных ощущений. Бодлера не интересовали свинские удовольствия как нечто самоценное. Он искал неповторимых наслаждений. Юпитер как планета, входящая в эту квадратуру, только расширяет масштабы и напряженность Нептунианско-Уранических влияний - экстравагантность и даже эпатаж, по крайней мере для того времени "Цветы зла" были настоящим скандалом. Я бы отметила еще и трин к Прозерпине. Бодлер считал принципиальным внимание к отделке, деталям, выискивал в словарях самые точные эпитеты и в искусстве был формалистом, перфекционистом, придавая большое значение технике.

Что же касается поколенческого соединения Нептун-Уран , то для Бодлера оно, очевидно, стало судьбоносным, делая квадратуру к стеллиуму из 6-ти (!!!) планет, включая личные - Меркурий, Марс, Венеру .

Стеллиум в Овне в оппозиции к Лилит в Весах. Картина маслом. Лилит в Весах дает эстетический снобизм и бросает вызов Овновской готовности выступить вперед по делу и без дела. Бодлер страдал от созерцания пошлости и эпохальной порчи вкуса, это была его ЛИЧНАЯ драма, зря трепал себе нервы и тратил энергию, поглащаемую черной дырой.

Этому же противостоянию (соединение Венера-Юпитер - оппозиция - Лилит в Весах)можно приписать и осуждение шедевра - "Цветов зла". Неприятие коллективом такого распрекрасного творчества (ось 5-11).

Квадрат Луна – Солнце – фирменный аспект «творческой натуры». Помимо этой квадры, Луна прекрасно аспектирована: трин к тройному соединению через границу Рыбы-Овен соответственно «рыбного» Меркурия, «Рыбного» Плутона, Овеновского Марса и… Думаю, поскольку такая мощная концентрация энергий создает поле силы в данной области гороскопа, можно «прицепить» к этой компании и стоящий чуть поодаль, но там же, в пятом доме Хирон: способность искусно сочетать несочетаемое "зло" и "красоту" (до Бодлера они мыслилсь как несочетаемые - со времен Античности). Мощь и глубина Плутона, давшего его слову власть влиять во многих пространствах и временах, энергия и жар Марса, мелодичность, певучесть, мечтательность, образность Меркурия в Рыбах и неисповедимая бездонность Луны в Раке:


...Сама в себя глядит душа,

Звездою черную дрожа

В колодце истины прозрачном


На мой взгляд, орбис для квадратуры Луна-Сатурн (Луна в обители, Сатрун - в падении) великоват, но, видимо… Травмы детства, очень тяжелые отношения с матерью и неприятие архитипических образов женственности, депрессивность… Ну, и "алхимия страдания" вместе с культом истерии - из этой же оперы.

В случае с Бодлером, видимо, соединение Солнце-Сатурн до добра не довело. Сатурн в падении, Солнце в экзальтации. Был непроходимым мизантропом. Его общества искали поклонники, а он писал, что терпеть не может этих восторженных юношей. Но в то же время именно это соединение, такое полярное, стало ядром его творческих достиженй. В 6-м доме пусто, а вот Солнце-Сатурн в 5-м – это концентрация усилий именно в данной области практики.


* * *

Умер на противофазе директных, как и в натале, узлов. Соединение Селена-Лилит в транзите достраивает тау к нат. оппозиции Лилит – (Венера-Юпитер). Из этого можно сделать интересные выводы. Некорректно распорядился «большим счастьем» и не туда повел?

В любом случае Сатурн свое дело сделал, расставив все на свои места в веках.

Кстати, глянув транзит на момент смерти, я вот пришла к мысли: видимо, стоит подкрутить карту. Велик соблазн поставить транзитную оппозицию Сатурн-Плутон на ось Асц – Дсц. Тогда и Луна – на границе с 9-м из 8-го: отцовское наследство переходит в руки матери. Часть планет уходит из 5-го в последнюю треть 4-го дома: есть информация, что «концентрат» на границе 4-5 дает посмертную славу. Дева на Мс дает исключительную требовательность к себе на пути к мастерству.

И кстати, ось Асц-Дсц - в зоне точек Аватар .


"Фенита ла комедиа"

Слава Бодлера достигла апогея сразу после первого издания "Цветов зла", что не помешало ему в последующие годы жить под тяжестью материальных лишений, одиноко, испытывая припадки болезни, завершившейся параличем и потерей памяти. 1 сентября 1867 года он умер в возрасте 46 лет.

Но не весь. От него начали "плодиться" "проклятые поэты". Рембо короновал его: король поэтов!

Эпатирующая творческая программа - эстетизация зла - возможно, без умысла самого поэта доказала одну простую вещь: искусство обладает мощной власть одухотворения и все, чего оно касается, как будто окропляется святой водой. Это можно сказть о любой теме, к которой оно обращается. Все просто: мир сотворен Богом по законам Красоты. Человеческие же энергии сублимации как плавильный тигль: тьма рассеивается, расскаемая светом человеческого разума и сердечного пыла, святого горения человеческой воли. Светлое жертвоприношение человеческой жизни - и вот он родник с живой водой...

АЛЬБАТРОС


Когда в морском пути тоска грызет матросов,

Они, досужий час желая скоротать,

Беспечных ловят птиц, огромных альбатросов,

Которые суда так любят провожать.


И вот, когда царя любимого лазури

На палубе кладут, он снежных два крыла,

Умевших так легко парить навстречу бури,

Застенчиво влачит, как два больших весла


Быстрейший из гонцов, как грузно он ступает!

Краса воздушных стран, как стал он вдруг смешон!

Дразня, тот в клюв ему табачный дым пускает,

Тот веселит толпу, хромая, как и он.


Поэт, вот образ твой! Ты также без усилья

Летаешь в облаках, средь молний и громов,

Но исполинские тебе мешают крылья

Внизу ходить, в толпе, средь шиканья глупцов.


Перевод П. Якубовича


Оставить отзыв

Всего отзывов: 19 | Смотреть все отзывы
  Внимание! Только для зарегистрированных на форуме Окулуса пользователей! 

Зарегистрироваться

 
 - форматирование выделенного текста
Ник на форуме
Пароль на форуме
Текст
 




   

Инструкция для тех, кто пользуется транслитом