Старая рукопись
Старая рукопись
Мне хотелось бы сразу выразить большую признательность и благодарность господам Б.Н. Морозову и Р.А.Симонову из Москвы за их статью "ДАТИРОВКА И АТРИБУЦИЯ МЕДИКО-АСТРОЛОГИЧЕСКИХ РАСЧЕТОВ, ПРИПИСАННЫХ К ТРАВНИКУ 1534 ГОДА", цитаты и изображения из которой я позволю себе использовать.
Относительно недавно ( то есть, судя по всему, не более 10-15 лет) был обнаружен оригинал рукописи Травника 1534 года ,перевод которого с немецкого языка относят любчанину Николаю Булеву - придворному врачу и астрологу великого князя Московского Василия III.
(Как-то само собой у меня просится следующая логическая цепочка, что этот самый любчанин Николай Булев вполне может быть тем самым немчином Василия или Василием Немчином, о пророчествах которого писал один известный российский астролог)
Судя по сноске, оригинал рукописи данного Травника хранится в Центральной научной библиотеке Харьковского национального университета имени В.Н.Каразина, что не может не радовать, потому что к этой работе смогут получить доступ и астрологи.
"В герметической медицине, опиравшейся на элементы знаний по астрологии, алхимии, магии и пр., одним из основных методов считалось лечебное кровопускание (флеботомия). Существовала наглядная схема в виде мужской фигуры, называвшаяся «Кровопускателем», на которой отмечались места, где следовало производить лечебные кровопускания в зависимости от заболевания. Есть «Кровопускатель» и в Травнике 1534 г. (Рис. 2). Он приведен в дополнительном разделе о лечебном кровопускании, как говорилось, расположенном после выходной записи книги. В «Кровопускателе» Травника отмечены 36 точек для осуществления флеботомии, занумерованных древнерусскими «буквенными цифрами» (19 справа и 17 слева). Этот «Кровопускатель» сопровождается пояснительными подписями. Сверху: «Зде последуетъ о крови жылное пущанiе. А в начале един образ. В нем же обрящеши, для коея болести жылную кровь пущаемъ. Яко же писанiе зде оучит». Снизу: «О толкованiи всех жыл сего образа». Из воспроизведенных подписей следует, что переводчик понимал лечебное назначение схемы «Кровопускателя»"
![](image/blogs/59/docs/6185_1.jpeg)
Лечебная астрология уходит своими корнями в седую древность, она связана с представлениями об «управлении» частями тела человека знаками Зодиака в направлении от головы к ногам. Первый знак — Овна — «управлял» головой, второй — Тельца — шеей и так далее. Последний, 12-й знак Зодиака — Рыб — «управлял» ступнями ног. В средневековой литературе по лечебной астрологии часто встречается соответствующее схематическое изображение, называющееся «Зодиакальным человеком», наглядно показывающее, какой частью тела человека «управляет» каждый зодиакальный знак
![](image/blogs/59/docs/6185_2.jpeg)
«Зодиакальный человек» не дает полной информации об «управлении» спиной и внутренними органами (нередко ее вовсе не содержит). Сравнение анализируемой таблицы с данными «Зодиакального человека» свидетельствует о следующем:
![](image/blogs/59/docs/6185_3.jpeg)
В таблице № 14 сведения даются подробнее информации, извлекаемой из схемы «Зодиакального человека». Довольно существенное отличие имеется в случае Весов. Середина живота «Зодиакального человека» не согласуется с указанием на позвоночник и спину таблицы, так как схема изображает мужчину спереди; на ней (схеме) нельзя видеть спину. Значит, анализируемая таблица отражает какой-то медико-астрологический текст, более подробно характеризующий связь между частями человеческого тела и Зодиаком, чем «Зодиакальный человек».
![](image/blogs/59/docs/6185_4.jpeg)
Таблица № 14 содержит 19 столбцов, каждый из которых отвечает номеру лунного «круга». По лунному «кругу» данного года (подсчитав или найдя его во вспомогательном хронологическом пособии) можно по таблице № 14 узнать, когда Луна будет находиться в определенном зодиакальном знаке, «управляющем» соответствующим органом человека. Этому служили 27 «ключевых» знаков, передаваемых кириллическими буквами от «a» (1) до «ш» (27).
Со времен Птолемея (II в. от РХ) в медицинской астрологии запрещалось использовать для лечебных кровопусканий тот орган, в зодиакальный знак которого вступала Луна. О том, что таблица № 14 говорит о неблагоприятных аспектах лечения, свидетельствуют ее две верхние строки. В них указаны 19 дат весенних полнолуний, которые астрономически означают периоды, когда Солнце и Луна находятся в оппозиции друг к другу. В ятроматематике (медицинской астрологии) оппозиционное расположение светил считается наиболее неблагоприятным для лечения болезней. Значит, таблица № 14 из Супрасльского библейского сборника 1507 г. позволяет установить для любого конкретного дня часть тела или орган, лечение которых будет неблагоприятным.
По средневековым понятиям, если в такие дни неосмотрительно сделать больному человеку лечебное кровопускание, то он мог даже умереть. Так, в древнерусских Лунниках (по В. Н. Перетцу) писалось: "О злых днях лунных, их же стерегися, яко лютаго зверя, сии бо дни суть зли, порочны бо есть, отнюдь никоковаго дела [в них?] не поставлять и крови не пущай, зло бо наглая смерть бывает...". Следовательно, анализируемая таблица относится к области средневековой превентивной медицины, устанавливающей, что прежде чем начать лечение определенного органа больного, необходимо принципиально решить вопрос о его (лечения) полезности или вредности.
Общий смысл рассматриваемой приписки остается тем, как его определили ранее: «Она дополняет их (материалы Травника.) сведениями о благоприятных и неблагоприятных днях для проведения лечебных процедур»6. С учетом таблицы № 14 необходимо сделать следующее уточнение. В соответствии с ее существом любой день, включая благоприятные, являлся также и неблагоприятным для герметического лечения (например, кровопусканием) определенного органа. Ятроматематически рассчитав наиболее благоприятную для лечения дату, следовало исключить кровопускание и др. врачебные процедуры на органе, «управлявшемся» зодиакальным знаком, в котором находилась в соответствующий момент Луна.
Оставить отзыв
![Читать комментарий полностью](/image/design/more/more.gif)