Свадебные обряды народов мира. Туркменская свадьба.
Родилась я в Средней Азии, а именно на территории Туркменской ССР, поэтому могу поделиться о свадебной традиции это страны.
Там свадьба – самый значительный праздник для любой туркменской семьи. Однако традиционные свадебные обряды в городе из культа превратились в дань этикету, их соблюдают лишь схематично. Но наиболее ярко свадебный ритуал выполняется в сельской местности (аулах).
Когда-то очень давно, браки в Туркмении заключались в очень раннем возрасте, старейшины рода подбирали пары задолго до их совершеннолетия, поэтому церемония сватовства, просто отсутствовала. На совете родственников, называвшемся "генеш той" обсуждались условия проведения церемонии и назначалась торжественная дата.
Обычно свадьбу стремились устроить в понедельник, считавшийся у туркмен удачным днем – "сэхетли гун". Глашатаи – "джарчы" оповещали о радостном событии весь аул и близлежащие окрестности.
На следующий день самая уважаемая женщина в селение приходила в дом к невесте, чтобы начать пошив свадебных одеяний и сбор необходимой в новой жизни утвари: ковров, одежды, предметов домашнего обихода. Для кройки и шитья платья тоже выбирали "удачные" дни, ткань для свадебного наряда получали из дома жениха. Раскроем, по традиции, занималась уважаемая в селе женщина, многодетная мать. Оставшиеся после раскроя ласкуты забирали подруги невесты, на счастье.
Платье невесты, при своей сдержанности и консервативности кроя всегда богато украшалось вышивкой и ювелирными изделиями, которые пришивались на грудь в несколько рядов и выполняли функцию оберегов. При ходьбе украшения издавали мелодичный звук и тем самым отгоняли злых духов, которые по преданиям, все время вьются возле молодой женщины, привлеченные ее красотой. Вообще, невесту берегли от злых сил всеми доступными способами: укрывали ее с ног до головы накидками, вплетали в свадебный наряд множество оберегов, от косичек из верблюжьей шерсти до зубов свиньи, украшали руки девушки различными талисманами от сглаза (такой наряд мог весить до 40 кг).
Основные свадебные торжества в Туркмении происходят в доме жениха, хотя начинается она, по традиции, в доме невесты, где для праздничной церемонии забивали столько голов скота, сколько планировали забить родители жениха (обычно по 10 голов с каждой стороны).
Рано утром в дом к невесте приходили ее подруги, которые провожая ее, пели веселые песни (еленлер). Снохи девушки в шуточных песнях обсуждали выдуманные и реальные качества жениха, а родственницы жениха пытались им возразить и расписывали достоинства будущего мужа. Согласно традициям к приходу за невестой свадебного каравана, ей насильно (шуточно) надевали на голову свадебный халат-накидку (пуренжек). Веселую возню в доме всегда провоцировали снохи с одной и другой сторон, которые и впоследствии играли значительную роль, устанавливая первый контакт между молодоженами и т.д.
Свадебный поезд имел следущий вид: на разряженных верблюдах в специально оборудованных будочках (кедбеже) сидели разодетые женщины, караван окружали мужественные всадники с ружьями. Для невесты бала приготовлена особая кибитка (дик кежебе), со всех сторон украшенная бахромой, а с шеи ее верблюда свисал колокольчик. Свадебный караван был нагружен подарками для родственников невесты.
Подъехав, процессия останавливалась в полукилометре от деревни и к дому суженной засылали гонцов, роль которых опять же играли снохи. После получения радостного известия, молодую начинали спешно готовить в дорогу.
Наряженную девушку выводили за околицу, где ее уже ждал суженый на лихом коне с красивой сбруей (ала гайыш), в сопровождении старшего брата. После невесту сажали в предназначенное "кедбеже" и караван уходил в сторону деревни жениха.
На протяжении всей церемонии передачи невесты жениху, снохи, подруги и жители деревни всячески пытались остановить процессию и в качестве откупа получали подарки - тканые платки или отрезы материи. Самым почетным подарком, считалось получение лоскута, оставшегося после раскроя свадебного платья.
В сопровождении всадников охраны, караван прибывал к дому жениха, где и разворачивались основные гуляния. Для проведения официальной церемонии во дворе сооружался большой помост, на котором молодожены должны были произнести слова торжественной свадебной молитвы, после которой и начиналось основное веселье.
Первое общение молодых происходило тогда, когда жених, окруженный толпой приглашенных, начинал испытывать невесту, заставляя развязать на нем поясной платок, снять сапоги и т.д. Все это девушка должна была проделать вслепую с закрытым лицом. Шуточное мероприятие символизировало дальнейшую безоговорочную покорность молодой жены и исполнение всех прихотей мужа.
После церемонии первого знакомства друзья жениха провожали его на женскую половину к невесте, у дверей комнаты которой их ждал ожесточенный отпор со стороны женщин. В неравной борьбе, конечно, побеждал жених и отбирал кусочки сахара у бдительных сторожей, что бы в дальнейшем, традиционно, разбросать их у свадебного ложа.
Во дворе полным ходом шло веселье, но молодые уже не принимали в нем никакого участия. Обычно, к свадебным торжествам, если они выпадали на осень (конец сбора урожая) или начало весны (перед севом) приурачивались и народные гуляния, сопровождавшиеся конными скачками, игрой в "козлодрание" (овлак чапды) или собачьими боями (алабаи). Среди мужчин на соревнованиях самым желанным призом было выиграть красивый платок – важный атрибут свадебного ритуала, имеющий древнее сакральное значение.
На следующий день в комнату молодой жены приходили женщины, которые одаривали ее подарками и пытались развлечь. Так продолжалось в течение нескольких дней. Жених же таинственным образом исчезал утром, а появлялся только с наступление сумерек. В один из дней, новая свекровь приводила невестке маленького мальчика, расстилала на полу ватный матрас, покрывала платком, бросала на него подушку и просила молодую на нем попрыгать. Этот обряд символизировал пожелание невестке много сыновей.
Через несколько дней, после брачной ночи молодая жена должна была заменить девичий убор на женский. Как всегда, это мероприятие сопровождалось шуточной борьбой между подругами невесты и зрелыми женщинами со стороны жениха. Лишь после вмешательства старейшин потасовка прекращалась и девушке заплетали косы, опуская их за спину. На смену девичьей тюбетейке приходил женский головной убор "топбы", а шапочку невесты дарили младшей сестре жениха. Только после смены наряда молодая жена имела право посетить соседей и односельчан, от которых принимала приглашение на обед.
После всех выше перечисленных торжеств происходил обряд временного возвращения молодой жены в дом к ее родителям.
Караван с невестой состоял из 3-4 верблюдов и сопровождался родителями жениха, завидев которых отец невесты забивал баранов и начинал готовить угощение новым родственникам. Этот обряд выполнялся в разные сроки после свадьбы (от месяца, до года у разных племен) и считался обязательным. Юную невесту возвращали к родителям, где она и оставалась ждать выплаты всего калыма новоиспеченным мужем, кроме того данный обряд позволял поближе познакомиться родителям молодоженов и соответственно подружиться. Срок пребывания в отчем доме был для невест различным и напрямую зависел от состоятельности жениха. Эта традиция могла быть нарушена, только в случае беременности молодой женщины. Если жених оказывался неспособным уплатить калым, новые родственники могли взять его в качестве батрака в свое хозяйство (гуйч гиев).
Поэтому, когда в туркменской семье рождался мальчик, его родители сразу же начинали откладывать деньги, в счет уплаты будущего калыма. В небогатых семьях, где рождались девочки, огромные надежды возлагались на удачное замужество и большой калым, хотя появление сына в семье, по традиции, все равно более желанно. Если же молодой зять сполна выплачивал калым, отец невесты и зять били по рукам и на другой день вызывали его родственников, которые приезжали за невестой. Зятю-молодцу дарили красный шелковый халат (гырмызы дон), не оставались без подарков и остальные приехавшие.
Обычно после получения красного халата молодой муж, в течение трех дней должен был приходить и здороваться со свекром и свекровью (салама бармак), которые по традиции угощали его разными яствами и всячески ублажали. Каждый раз, уходя, зять оставлял на скатерти несколько серебряных монет, в знак благодарности. На третий день отец невесты обычно благодарил зятя за внимание и просил больше не беспокоиться. С этого дня приглашения поступали уже от родителей жениха. Эти традиции очень способствовали укреплению родственных связей между породнившимися семьями.
Сегодня большинство из этих обрядов кануло в лету, однако в целом свадьба продолжает сохранять традиционный характер. Современная молодежь с удовольствием включает в свадебную церемонию и элементы древних обрядов. Например, традицией стало приглашать подруг невесты на девичьи вечеринки. В связи с этим исчез и обычай, когда невесте "полагалось" грустить и плакать в последний день незамужней жизни в доме родителей. Девушки поют, шутят, обсуждают свадебный наряд и прическу невесты, делают последние приготовления.
Традиции женского свадебного наряда сохранены до нынешних времен. Один из наиболее распространенных вариантов это красное платье из шелковой домотканой ткани кетени, усыпанное серебряными или позолоченными подвесками от вышитого ворота до подола, дополняется нарядным распашным халатом, борта которого покрыты, будто изящными доспехами, серебряными украшениями. Голову и волосы невесты украшают расшитая шелковыми нитками тюбетейка и накосные украшения: серебряные цепочки, бубенцы и подвески. По-прежнему предпочтение в убранстве невесты отдается старинным туркменским ювелирным украшениям. Так же, как и в прошлом, головной убор невесты покрывает халат-накидка, почти сплошь расшитый вручную ярким орнаментом.
Обычаи и обряды, связанных с приготовлением к свадьбе, выводом невесты из родного дома и приходом в дом жениха, носит развлекательно-игровой характер. Как говорилось ранее свадебное шествие красочно оформлялась. На сбрую лошадей вешали звенящие бубенцы, платки. Девушки и женщины в праздничных нарядах восседали на верблюдах, украшенных великолепными коврами. Сегодня свадебный кортеж составляют легковые автомобили, причем количество их должно быть четным, что символизирует парность.
К числу свадебных обычаев относился и обряд проверки хозяйственных навыков невесты, символического закрепления новых родственных связей. Игровые моменты, сопровождавшие «знакомство» жениха и невесты, проходили весело и шумно. Например, такое «задание»: невеста должна развязать крепко стянутые узлы на шелковом поясе жениха. Жених сидит в окружении гостей, которые поддразнивают жениха, что невесту он взял слабую, что у нее не хватает сил. Громкие восклицания, шутки, смех помогают невесте преодолеть смущение и справиться с этими сложными узлами. Затем друзья жениха отрывают пуговицу на вороте его рубахи, а невеста пришивает ее обратно. В этот вечер на жениха его товарищи надевали тугие сапоги, которые должна была снять невеста. Этим как бы определяли ее сноровку. Эти шуточные испытания, устраиваемые невесте, вносили радостное оживление, много смеха, веселья в свадебное торжество.
Существовало много вариантов смены девичьей прически и головного убора. Четыре косы невесты закладывают за спину, снимают с головы маленький платок, который успевает захватить среди шумной толпы мальчик или девочка. Свекровь возвращает этот платок невесте за небольшой выкуп - сласти, печенье. Молодая женщина обязана хранить этот платок до замужества своей дочери или женитьбы сына (предстоит подарить его невестке).
Другой вариант: на халат невесты накидывают «уздечки» из сплетенных веревок. Жених символически трижды дергает их, как бы срывая девичий головной убор, после чего на нее сразу накидывают большой головной платок, подаренный почтенной многодетной женщиной. Этот платок становится символом замужества женщины, начала женской судьбы.
По обычаю, родители невестки передавали в день свадьбы стороне жениха приданое - (сеп). Приданое готовили задолго, за много лет вперед, и делалось оно руками самой невесты, но иногда ей, особенно когда она сама не успевала, помогали близкие родственницы, подруги. Им предстояло соткать и вышить все необходимое для юрты, а также весь полагающийся комплект одежды (12 платьев и к ним специальные вышитые штанишки). В новый семейный очаг молодая приносила в качестве приданого, в первую очередь, по два ковровых или паласовых чувала, сумки для хранения различного рода домашних вещей, один или два ковра, паласы, кошмы, торбы, теплое одеяло, кухонную утварь. Количество их строго определялось обычаем. Выделывали все эти вещи с особой любовью и тщательностью, их высокая добротность была делом семейной чести.
В приданое входила одежда - нарядные шелковые рубашки, вышитые штаны, халаты, шелковые и шерстяные шали, накидки и другие принадлежности. Приданое измерялось ковровыми изделиями в новом жилище, подразумевая, что это и богатство, и украшение, и надежный недвижимый капитал. Ковровые изделия, привезенные невестой, полагалось выставлять напоказ и рассматривалось гостями, которые оценивали, таким образом, мастерство и трудолюбие девушки. Если жених строил новое жилище для своей будущей семьи, то невеста приготавливала полное ковровое "оснащение" интерьера своего очага. И действительно, развесив шедевры, она как бы расписывала все стены нового дома, дверь и порог. Здесь все было продумано до мелочей. Современный дизайнер мог бы позавидовать непревзойденному вкусу туркменской хозяйки.
К примеру, коврик для колыбели ребенка, с затейливым рисунком мешочек для мальчиков, а для дочери - мешочек для зеркальца и расчески, большой ковровый конверт - для девичьих принадлежностей. В тканые ковровые сундуки, футляры, чемоданы разложит она свою изысканную, расшитую шелком одежду. Кроме того, у девушки должен быть свой узорный сундук, чтобы было, куда складывать вещи.
По традиции молодая преподносила мужу, его родителям и остальным членам семьи подарки: свекру - халат или вышитую тюбетейку, свекрови - головной платок-покрывало. Всем остальным мужчинам, женщинам и детям по тюбетейке, отрезы, платки и другие подарки. Своему мужу она дарила обычно нарядную вышитую тюбетейку.
Поэтому невесты стоили и стоят очень дорого...