окулус | блоги | толстой валерий | наша история | старая рукопись

Старая рукопись

Старая рукопись

Мне хотелось бы сразу выразить большую признательность и благодарность господам Б.Н. Морозову и Р.А.Симонову из Москвы за их статью "ДАТИРОВКА И АТРИБУЦИЯ МЕДИКО-АСТРОЛОГИЧЕСКИХ РАСЧЕТОВ, ПРИПИСАННЫХ К ТРАВНИКУ 1534 ГОДА", цитаты и изображения из которой я позволю себе использовать.

Относительно недавно ( то есть, судя по всему, не более 10-15 лет) был обнаружен оригинал рукописи Травника 1534 года ,перевод которого с немецкого языка относят любчанину Николаю Булеву - придворному врачу и астрологу великого князя Московского Василия III.

(Как-то само собой у меня просится следующая логическая цепочка, что этот самый любчанин Николай Булев вполне может быть тем самым немчином Василия или Василием Немчином, о пророчествах которого писал один известный российский астролог)

Судя по сноске, оригинал рукописи данного Травника хранится в Центральной научной библиотеке Харьковского национального университета имени В.Н.Каразина, что не может не радовать, потому что к этой работе смогут получить доступ и астрологи.

"В герметической медицине, опиравшейся на элементы знаний по астрологии, алхимии, магии и пр., одним из основных методов считалось лечебное кровопускание (флеботомия). Существовала наглядная схема в виде мужской фигуры, называвшаяся «Кровопускателем», на которой отмечались места, где следовало производить лечебные кровопускания в зависимости от заболевания. Есть «Кровопускатель» и в Травнике 1534 г. (Рис. 2). Он приведен в дополнительном разделе о лечебном кровопускании, как говорилось, расположенном после выходной записи книги. В «Кровопускателе» Травника отмечены 36 точек для осуществления флеботомии, занумерованных древнерусскими «буквенными цифрами» (19 справа и 17 слева). Этот «Кровопускатель» сопровождается пояснительными подписями. Сверху: «Зде последуетъ о крови жылное пущанiе. А в начале един образ. В нем же обрящеши, для коея болести жылную кровь пущаемъ. Яко же писанiе зде оучит». Снизу: «О толкованiи всех жыл сего образа». Из воспроизведенных подписей следует, что переводчик понимал лечебное назначение схемы «Кровопускателя»"

,

Лечебная астрология уходит своими корнями в седую древность, она связана с представлениями об «управлении» частями тела человека знаками Зодиака в направлении от головы к ногам. Первый знак — Овна — «управлял» головой, второй — Тельца — шеей и так далее. Последний, 12-й знак Зодиака — Рыб — «управлял» ступнями ног. В средневековой литературе по лечебной астрологии часто встречается соответствующее схематическое изображение, называющееся «Зодиакальным человеком», наглядно показывающее, какой частью тела человека «управляет» каждый зодиакальный знак

«Зодиакальный человек» не дает полной информации об «управлении» спиной и внутренними органами (нередко ее вовсе не содержит). Сравнение анализируемой таблицы с данными «Зодиакального человека» свидетельствует о следующем:

В таблице № 14 сведения даются подробнее информации, извлекаемой из схемы «Зодиакального человека». Довольно существенное отличие имеется в случае Весов. Середина живота «Зодиакального человека» не согласуется с указанием на позвоночник и спину таблицы, так как схема изображает мужчину спереди; на ней (схеме) нельзя видеть спину. Значит, анализируемая таблица отражает какой-то медико-астрологический текст, более подробно характеризующий связь между частями человеческого тела и Зодиаком, чем «Зодиакальный человек».

таблица № 14 из Супрасльского библейского сборника 1507

Таблица № 14 содержит 19 столбцов, каждый из которых отвечает номеру лунного «круга». По лунному «кругу» данного года (подсчитав или найдя его во вспомогательном хронологическом пособии) можно по таблице № 14 узнать, когда Луна будет находиться в определенном зодиакальном знаке, «управляющем» соответствующим органом человека. Этому служили 27 «ключевых» знаков, передаваемых кириллическими буквами от «a» (1) до «ш» (27).

Со времен Птолемея (II в. от РХ) в медицинской астрологии запрещалось использовать для лечебных кровопусканий тот орган, в зодиакальный знак которого вступала Луна. О том, что таблица № 14 говорит о неблагоприятных аспектах лечения, свидетельствуют ее две верхние строки. В них указаны 19 дат весенних полнолуний, которые астрономически означают периоды, когда Солнце и Луна находятся в оппозиции друг к другу. В ятроматематике (медицинской астрологии) оппозиционное расположение светил считается наиболее неблагоприятным для лечения болезней. Значит, таблица № 14 из Супрасльского библейского сборника 1507 г. позволяет установить для любого конкретного дня часть тела или орган, лечение которых будет неблагоприятным.

По средневековым понятиям, если в такие дни неосмотрительно сделать больному человеку лечебное кровопускание, то он мог даже умереть. Так, в древнерусских Лунниках (по В. Н. Перетцу) писалось: "О злых днях лунных, их же стерегися, яко лютаго зверя, сии бо дни суть зли, порочны бо есть, отнюдь никоковаго дела [в них?] не поставлять и крови не пущай, зло бо наглая смерть бывает...". Следовательно, анализируемая таблица относится к области средневековой превентивной медицины, устанавливающей, что прежде чем начать лечение определенного органа больного, необходимо принципиально решить вопрос о его (лечения) полезности или вредности.

Общий смысл рассматриваемой приписки остается тем, как его определили ранее: «Она дополняет их (материалы Травника.) сведениями о благоприятных и неблагоприятных днях для проведения лечебных процедур»6. С учетом таблицы № 14 необходимо сделать следующее уточнение. В соответствии с ее существом любой день, включая благоприятные, являлся также и неблагоприятным для герметического лечения (например, кровопусканием) определенного органа. Ятроматематически рассчитав наиболее благоприятную для лечения дату, следовало исключить кровопускание и др. врачебные процедуры на органе, «управлявшемся» зодиакальным знаком, в котором находилась в соответствующий момент Луна.


Оставить отзыв

Всего отзывов: 10 | Смотреть все отзывы
 




   

Инструкция для тех, кто пользуется транслитом!