Еще одна сказка леса… Tarocchi dei Folletti
Какое чудо меж ветвей:
Цветы, пушистые серёжки
И неба синие окошки
Среди листов – больших и малых,
Зелёных, жёлтых, ярко-алых.
Вот спелый плод – рукой подать,
А этот – палкой не достать.
Теперь ступай, как мышка, тихо:
С кем там беседует грачиха?
Ещё два шага по аллее…
И ты в листве увидишь фею!
© «Смотри!» Сесиль Мэри Баркер [*]
А вот еще одна посвященная миру дивных существ колода Таро, нарисованная волшебником по имени Tony Wolf (Antonio Lupatelli), встречайте — «Tarocchi dei Folletti». В русском издании она зовется Сказкой Леса или Таро Фей (Fairy Tarot), а на форумах часто обсуждается как Таро Эльфов. Последнее название не совсем соответствует ее идее и вносит некоторую путаницу в определения, поскольку Tarocchi dei Folletti переводится буквально как Таро природных Духов, образ жизни и повадки которых хорошо себе представлять, если есть желание понять колоду.
Folletto (итал.) – легендарная сущность, характерная для народных сказаний, вероятно, представляет собой нечто среднее между лешим и домовым и описывается как создание маленькое, порой вздорное, шустрое и неуловимое. Способно летать и становиться невидимым. Водится в лесах или же селится в жилых домах, надворьях и амбарах. Выходит развлечься по ночам, любит подшутить над домашним скотом, спутать волосы красоткам, а так же устроить в доме бедлам. Словом, та еще нечисть. В то время как фигурирующие в преданиях многих европейских народов существа иной метафизической природы — эльфы, описываются обычно как народ необычайно красивый, благородный и изысканный.
Огромную популярность эльфы обрели благодаря трудам Толкина в жанре «высокого фэнтези». Его герои — древняя, предрасположенная к духовному развитию раса, достаточно высокомерная и воинственная. Прототипом ее гениальному сказочнику служил Народ Богини Дану. Помимо этих «детей сумерек», кого только сегодня не называют эльфами…
Ближе всего смыслу итальянского слова folletti отвечает, пожалуй, более распространенное понятие фэйри (англ. fairy). В отличие от своих основательных сородичей гномов, «добрый народец» наполняет собственный мир весельем и беспечностью, легкомыслием и неповиновением, а кроме того, отличается немалой изобретательностью и смекалкой. И потому фэйри крайне редко приходится отвечать за все свои проказы.
Однако даже у такого хаотичного озорного племени есть свои правители и мудрецы. Бесконечные попытки императорской четы как-то дисциплинировать совершенно не обремененных никакими заботами поданных, чересчур беспечных и своенравных для серьезных занятий и соблюдения каких-либо указов и законов, не привели к успеху. И если бы титанические усилия правителей не поддержал Великий Маг и не предложил бы двору создать собственную колоду Таро, положение оставалось бы прежним по сей день.
Находчивый и изобретательный Маг счел возможным, что интерес к игре и восприимчивость к прекрасному помогут фэйри без особых усилий овладеть смыслом картинок, справедливо предположив, что, раздумывая над их сутью, озорники постепенно изменят свое отношение к правилам и научатся их соблюдать. Саму идею удивительных карт, дающих мудрые советы и подсказки, Великий Маг заимствовал у повстречавшегося ему в странствиях Сихена, могущественного волшебника гномов .
Императорский дом принял идею Великого Мага с огромным воодушевлением, и призвал взяться за создание Таро лучших придворных живописцев, труды которых продолжались несколько лет и увенчались успехом. Колода удалась на славу: Великий Маг осуществил задуманное, наделив карты чудесными ключами, позволяющими обрести предсказания и предостережения, раскрывающие суть проблемы и предлагающие пути решения.
Колоду стали хранить в особом храме Таро, любой из фэйри мог всегда прийти туда за ответом на свой вопрос.
Замыслы Великого Мага воплотились в жизнь: смышленые создания очень быстро запомнили значения карт, опирающихся на древние традиции, а совместное созидание сплотило их и позволило стать более ответственными. А самое главное, народ фэйри обрел новое сокровище – волшебное Таро.
Это то, что касается легенды о происхождении колоды. Если говорить о ее структуре, она традиционна: 78 карт, из них 22 Старших Аркана, 56 – Младших. Порядок Старших Арканов: Аркан Справедливость или Дриада — восьмой, Сила — одиннадцатый.
Некоторые Старшие Арканы представлены в колоде нимфами: Справедливость — Дриадой, покровительницей деревьев; Умеренность — Сильфидой, добрым духом воздуха; Колесо Фортуны – Ореадой, горной нимфой, кстати, одной из нянек Диониса; Звезда – Наядой, нимфой водной стихии. Дьявол тут — Тролль, то есть мифологическая природа всех этих персонажей к эльфам относится очень отдаленно.
Интересна и атрибутика мастей, она представлена символикой, на первый взгляд, более близкой лесной идее фэйри, а именно: желуди соответствуют жезлам Таро; сердца – кубкам; листья – мечам; бубенцы – монетам. На самом же деле, этот ряд мастей заимствован у старинных немецких игральных колод, развившихся в XV веке в южной Германии из итало-испанской колоды.
С творчеством известного итальянского иллюстратора Антонио Лупателли, одного из авторов популярной колоды «Таро Гномов», мы уже знакомы. В этой колоде им созданы Старшие Арканы, а также карты двора и Тузы.
Еще одна «изюминка» колоды – изображения номерных карт Младших Арканов. Созданы они на базе изумительно тонких причудливых сюжетов Ричарда Дойла (Richard Doyle), замечательного художника-иллюстратора, сына известного в свое время карикатуриста Джона Дойла и дяди писателя Конан Дойла. Кстати, и сам Ричард Дойл трудился над дизайном популярных британских игральных колод викторианской эпохи.
Вот такое занимательное Таро, посвященное жизни забавных обитателей Сказки Леса.
Хочу познакомиться с новой для меня колодой ближе и полагаю, что скоро смогу пригласить к сотрудничеству в форме ПРОМО моих подписчиков и кверентов.
Ваша ©Tamta Rot, 2016
[*] стихотворение принадлежит перу известной художницы викторианской поры Сесиль Мэри Баркер (1895 – 1973).
Колода The Spirit of Flowers Tarot – плод вдохновения современных издателей ее цветочными феями. Ее книги популярны до сих пор.