Соотнесение Восточного и Западного Зодиака (+ афетика)
Тема Китайского гороскопа ныне ушла из рассмотрения большинством практических астрологов, тем не менее психо-типы, разработанные в нем представляют полезный материал для анализа роли поколений в карте клиента. Поэтому решил разместить здесь нашу, хоть и давнюю (1993 г.) статью на эту тему, но с недавним добавлением в нее перечня с системой афетического значения китайского года для возможности учета китайской астро-типологии в статусном анализе обычного гороскопа
ЗАПАДНЫЙ и ВОСТОЧНЫЙ ЗОДИАК
(дополненная афетикой глава из нашей книги "Искусство астрологии" 1993, выходившая также как отдельная статья в 1993, 1994, 1998 гг.)
Есть предположение о происхождения китайской астрологии, как и индийской (что точнее известно) из Вавилона, но с коррекцией на большую значимость лунных циклов и лунного календаря. Хотя мы не считаем такую связь кит. астрологии с вавилонской обязательной, скорее наоборот, т.к. эмпирические наблюдения за небом и соотнесение с событиями на Земле делали все цивилизации вполне самостоятельно, отражая тем естественный интерес человека к связи явлений в мире. Из этого же соображения видится естественным учет кит. астрономами самых крупных планетных циклов из планет септенера в формировании своей модели астрологии. Она опирается на 60-летний совместный цикл Юпитера с Сатурном, состоящий из 5-ти (соотнесенных с чередующимися 5-ю стихиям) 12-летних оборотов Юпитера равных по времени 2-м (соотнесенных с перемежающимися 2-я полярностями) 30-летним оборотам Сатурна.
О неслучайности 12-тиричности мировых Зодиаков и архетипичности этого числа в мифологии (см. ст.«Натурфилософия числа 12» в сб.Астрология век ХХ,1991), указывает и самый древний по использованию цикл 12 лунных месяцев солнечного года, т.к. Луна была первым и основным измерителем времени у древних (что кстати, отразилось в нашем слове Месяц, происходящего от глагола «мерить»). И кит. календарь первоначально несомненно отражал именно лунный цикл, также как и первичный вавилонский, породивший в дальнейшем развитии классическую астрологию.
В Китае для обозначения периодов времени использовались 12 циклических знаков, а также 10 (5 х 2 полярности) иероглифов стихий. Эти символы описывали как сезоны одного года, которых в Китае было 24, так и популярную сейчас последовательность 60-ти лет. Известно, например, что год белой Козы, как мы его сейчас называем, или год Козы стихии металла бывает раз в 60 лет, а просто год Козы — раз в 12 лет. Однако первоначально циклические знаки не имели ничего общего с названиями зверей, и их не надо путать с иероглифами животных. Абстрактные символы времени получили в соответствие мир фауны позднее, когда китайский календарь стали использовать монголы, бывшие скотоводами. Они заменили непонятные знаки именами животных, повадки которых хорошо знали. Новые названия прижились и в Китае. Так возник второй небесный "зверинец" или второй Зодиак.
Для описания психотипа человека и прогнозов мы обычно используем западный Зодиак, а про восточный вспоминаем только под Новый год. Это и понятно: европейский гороскоп подробно рассматривает психологию месяцев, а китайский прежде всего определяет характер целого года.
Существует различие в ориентации западного и восточного Зодиаков, но все же та и другая система выделяет 12 психологических типов людей, имея в своей основе одну и ту же логику природного цикла. И потому описания человеческого характера в европейском и китайском гороскопах перекликаются между собой. Есть несколько систем сопоставления месяцев и лет, но наиболее естественной с природной точки зрения следует признать ту, где первому знаку астрологического года — Овну — соответствует начало 12-летнего цикла Юпитера, основного для классического китайского гороскопа — Крыса или Мышь. Ту же логику использовала западная астрология до тех пор, пока Европа не открыла для себя восточный гороскоп: китайский год Крысы совпадал с европейским годом Овна, год Буйвола с годом Тельца и т.д., аналогично соответствующему месяцу.
На картинке представлены кроме китайских циклических знаков еще и синтетические значки (изобретенные нами для удобства) для знаков восточного календаря, напоминающие как животных китайского Зодиака, так и основной соответствующий им знак западного Зодиака.
Рассмотрим это соответствие подробнее. Когда мы приписываем образу знака более развернутую и глобальную, по сравнению с месяцем, годовую характеристику, его яркие личностные черты предстают в более смягченном и сгармонизированном варианте. Те качества, которые могут служить помехой социальному взаимодействию, нивелируются, и одновременно образ приобретает черты противоположного знака, недостающие ему для гармонии с окружающим миром. Поэтому типы восточного Зодиака можно рассматривать как характеры западного, в которых найдено их идеальное общественное (юпитерианское) звучание, хотя и приглушена яркость индивидуального самовыражения (солнечная характеристика).
Знаки начала цикла, Овен и Крыса, схожи своей активностью, доходящей до агрессии. Если мы постараемся представить себе Овна в социализированном виде, а его поведение — удобным для окружающих, мы примерно и получим характер Крысы, в образе которой сглажены разрушительные моменты личности Овна. Крыса не так прямолинейна, действует не столько силой, сколько хитростью, умея приспособиться к окружающей среде,— чего не хватает Овну, часто резкому и грубому, и еще чаще — слишком наивному. В поведении Крысы проявляются даже черты противоположного Овну знака Весов, сходных с ней тонкой политикой, умением лавировать и потребностью во взаимодействии со всем спектром жизненных удовольствий. Основой же характера Крысы остается самостоятельная, эгоцентрическая позиция, которая формирует и образ Овна.
Созидательный знак Тельца общественная планета Юпитер превращает в еще более мощного Буйвола, давая ему возможность реализовать свой потенциал. Это самый сильный знак восточного гороскопа. В образе Буйвола мы не найдем разнеженности и лени, а также созерцательного подхода к жизни, характерных для Тельца. Страстность, свойственная противоположному знаку Скорпиону, заставляет Буйвола браться за общественно полезный труд. Буйвол — деятельный знак, достигающий плодов в той любви к работе, которая присутствует и у Тельца.
Экстравертированные Близнецы, открытые контактам, приобретая под влиянием Юпитера авторитетность противоположного знака Стрельца, становятся фрондером--Тигром. Их стремление к функционированию среди обилия информации у Тигра доходит до политики и лидирования в суете жизни. Если Близнецы, знак умный и претендующий на большее, чем он есть, зачастую пытается казаться Львом (представьте себе образ супермена-американца), то у Тигра это почти получается (не только в кино, но и в жизни).
Замкнутый Рак, любящий уединение, хотя и гостей тоже, в общественном варианте превращается в независимого, но вполне светского Кота. В своем стремлении "гулять сам по себе" Кот сохраняет что-то от загадочности Рака, но он более мил, чем странен, лишен характерного порой для Раков комплекса неполноценности и воспринимается всеми окружающими очень позитивно. К тому же Кот обладает чувством стиля, свойственным Козерогу — знаку, противоположному аморфному Раку,— что и накладывает на него отпечаток салонности и способствует воспитанию в нем хороших манер. Рак в глубине души любит популярность — Кот ею пользуется.
Те знаки, усиление которых помешало бы их социальной адаптации, Юпитер ослабляет, порой как бы выворачивая характер наизнанку. Так, слишком самодостаточному Льву соответствует Дракон — лишь химера величия царя зверей. Дракон, хоть и очень уверен в себе, опирается не на действительную силу, которой так щедро природа наградила Львов, а только на внешний блеск. Экстравагантности, правда, Дракону не занимать, и этим он, отходя от классического образа Льва, напоминает противоположный знак Водолея. Лев щедр за счет своего богатства — Дракон же, подобно Водолею, больше раздает, чем накапливает.
Практичная Дева является аналогом мудрой Змеи. Обе слывут идеальными супругами и почти не различаются между собой — разве что Дева холоднее и рационалистичнее, и у Змеи чуть смягчен абсолютизм одного из самых прагматических знаков западного гороскопа. Эта пара обычно не вызывает сомнений. (Существует старая китайская система, представляющая особый интерес, где зодиакальные созвездия обозначаются циклическими знаками против обычного хода. Её соответствия таковы:
Крыса — Водолей, Лошадь — Лев,
Буйвол — Козерог, Коза — Рак,
Тигр — Стрелец, Обезьяна — Близнецы,
Кот — Скорпион, Петух — Телец,
Дракон — Весы, Cобака — Овен,
Змея — Дева, Cвинья — Рыбы.
Но и в этой системе, как видно, Змея сопоставляется с Девой. Неизменной остается также противоположная пара: Рыбы и Свинья.) Философичность Змеи перекликается с созерцательностью Рыб: Змея глубже и мудрее Девы.
Законникам-Весам, знаку с хорошим чувством меры и тонким пониманием нравственности, соответствует справедливая Лошадь. Но если Весам во всем, что не касается формальной стороны дела и социальных ритуалов, присущ компромисс, то у Лошади тенденция к справедливости выходит на общественную арену и перерастает в маниакальную борьбу за правду. Характеру благородного животного приписываются человеческие черты честности и проведения в жизнь своей линии, что возвращает нас к прямоте и индивидуалистичности Овна.
Страсть требовательного Скорпиона реализуется в капризности и артистизме Козы (Овцы). Хотя она, как и Скорпион, довольно неуживчива и ладит далеко не со всеми, но ее претензия более социально приемлема, нежели откровенные притязания того знака, на который, как правило, дружно жалуются все остальные. Скорпионы, кстати, тоже бывают хорошими актерами. А женские уловки, нежность, чувственность, и, главное, жизнерадостность Козы, которой лишен Скорпион, несколько уподобляют ее противоположному знаку Тельца, который, хоть и не столь игрив, но может сделать сильными сторонами своей натуры слабость, мягкость и пассивность.
Насмешливый Стрелец, знак сатириков, похож на Обезьяну. Правда, если Стрелец часто критикует других, доказывая свои идеи, авторитет Обезьяны в собственных глазах настолько непоколебим, что она начинает ломать комедию, обращая его в ничто. Это еще один пример ослабления Юпитером сильного знака, где честолюбие и стремление к общественному признанию, доходя до своего предела, оборачиваются шутовством. Способности к подражанию, "обезьянничанье" присущи и противоположному знаку Близнецов, который, однако, не обладает опытностью Стрельца и Обезьяны и их талантом учить других.
Целенаправленно-жесткое поведение Козерога Юпитер адаптирует в социум как мелкое диктаторство Петуха, и чрезмерно серьезное козероговское стремление к достижениям превращается в фанфаронство тщеславной птицы. Общее у этих знаков — гордость и индивидуализм — способно заставить задуматься о смысле жизни, если мы представим себе Козерога, и вызвать улыбку при взгляде на Петуха. Петух ставит себя в центр внимания с детской непосредственностью Рака: их сближает склонность к профанации и несерьезная манера поведения.
Дружелюбие и верность Водолея мы найдем в образе Собаки. Водолея и Собаку объединяет преданность идее. Но если Водолей служит собственной мечте, Собаки — хорошие последователи всевозможных учений, способные быть их проводниками в социуме. Им, как и Водолею, близки новые веяния. Собака так же бескорыстна и способна обходиться без материального комфорта. В отличие от анархиста-Водолея, Собака более лояльна, и это роднит ее с противоположным знаком Льва — как и ее великодушие.
И, наконец, подверженные влияниям Рыбы, плывущие по течению и легко поддающиеся уговорам, соответствуют доверчивой Свинье. Она столь же аморфна и все принимает, как Рыбы, но более устойчива в своей позиции, что придает её внушаемости и идеализму рыцарские черты. Подобно противоположному знаку Девы, она любит чистоту в прямом и переносном смысле, чего не скажешь о Рыбах, которых нередко заносит в донные течения общества, и которые чаще занимаются постановкой этических проблем, чем их решением.
Таким образом, восточный гороскоп представляет социально гармонизированный вариант западного знака Зодиака. Мы интерпретировали эту гармонизацию через приобретение черт противоположного знака, но можно это сделать и иначе. В европейской системе началу Овна соответствует весеннее равноденствие. По китайской традиции точки равноденствий и солнцестояний обычно считаются не началом, а серединой знаков. Таким образом, Крыса, начинающая астрологический цикл, охватывает половину знака Рыб и половину знака Овна, Буйвол — половину Овна и половину Тельца и т.д. Эта сдвижка на ползнака не ломает общей картины, потому что соседние знаки тоже спорят друг с другом, как и противоположные. Дополнение последующего знака качествами предыдущего, по астрологической традиции отвергаемого им, тоже расширяет характеристику знака и одновременно нивелирует ее. И в итоге мы получаем сгармонизированные образы, рассмотренные ранее.
Представляя психологические характеристики лет через образы западного Зодиака этим вторым способом, мы увидим, что Крысе, кроме агрессивности Овна, действительно присуще лавирование и приспособляемость Рыб, а Буйвол более позитивен, чем Телец, и в этом проявляется качество Овна. Тигр решителен, как Близнецы, но при этом обладает и силой Тельца, понимая не только тактику, но и стратегию. Кот соединяет в себе внутреннюю тишину Рака с контактностью Близнецов. Дракон более, чем Лев, рассредоточенный характер, и это, как и некоторая загадочность образа роднит диковинного зверя с Раком. Змея сочетает широкий львовский охват мира с узкой практичностью, вниманием к мелочам и хозяйственностью Девы. У Лошади от Девы — абсолютистская позиция, в дополнение к весовскому чувству справедливости. Прихотливость Козы сближается с утонченностью Весов, а не только с требовательностью Скорпиона. Скорпионовское презрение к внешней красоте и его резкие суждения проявлены у Обезьяны, при этом от Стрельца она наследует здравый смысл. Стрельцовское тщеславие отражается в фанфаронстве Петуха, кроме индивидуализма, достающегося ему от Козерога. Собака — пессимист, как Козерог, несмотря на идейность, которая роднит ее с Водолеем. И от Водолея же унаследован альтруизм простофили Свиньи, родственной податливым Рыбам, и ее любовь к знаниям.
Для астрологов существует и еще одно соответствие западного и восточного Зодиаков, связанное с реальной позицией Юпитера в небе. Так, в год Крысы Юпитер в настоящее время идет по астрологическим созвездиям Стрельца и Козерога, в год Буйвола - Козерога и Водолея и т.д. Однако, поскольку цикл Юпитера составляет не точно 12 лет, а чуть меньше, это соотношение с течением времени меняется. Поэтому более надежным критерием сопоставления западного и восточного гороскопа служит сама система Зодиака.
Рассмотренную нами систему сопоставлений двух циклов подтверждает также то, что опорные знаки западного Зодиака — стабильные знаки Телец, Лев, Скорпион и Водолей — соответствуют в ней центральным знакам китайского гороскопа, знакам стихии земли: Буйволу, Дракону, Козе и Собаке. Среди пяти китайских стихий земля считается основной: она соотносится с понятием центра. Только знаки этой стихии образуют в системе цикла цементирующую структуру креста — знаки остальных стихий по два располагаются вокруг стихии Центра.
Постигая понятие времени, Восток обратился к годовым циклам, что отразило размеренный и неторопливый ритм его жизни, его вековые традиции, и позволило создать глобальную картину общественных способов поведения людей, на которых держится природная гармония их взаимодействия. А практичный Запад, основываясь на более коротком цикле — солярной астрологии, опирающейся на индивидуальные проявления личности, перешел к еще более детальному подходу. Он успешно развивает хорарную астрологию, где важнейшей становится характеристика часа, позволяющая описать сиюминутное течение жизни и вероятность осуществления событий. Восточный гороскоп также использует значения месяца, дня и даже часа, но делает это более формально, лишь пролонгируя систему 12-ти годовых циклов на месяцы дни и годы (т.е. час Крысы, день Дерева и т.п.). Также в восточном гороскопе больше значение придается неподвижным звездам. Но это только подтверждает идею о статичном типе восточного гороскопа по сравнению с опорой на динамику планет в западном.
Наше положение между Востоком и Западом, делающее нас не такими наблюдателями, чтобы созерцать течение лет, но и не столь прагматиками, чтобы следить за часами, ориентирует нас прежде всего на саму солярную астрологию. Для понимания природных циклов нам будут ближе характеристики месяцев — знаки западного Зодиака, определяющие 12 особых путей развития человеческой личности.
NEW ---
СИСТЕМА ПЕРЕВОДА ОБРАЗОВ ВОСТОЧНОГО ЗОДИАКА В ЗАПАДНЫЙ
Как уже сказано выше - в западном гороскопе более активен динамический момент движения планет, а в китайском сделана опора на статические привязки к символическому фундаменту астро-системы. Поэтому наработки обоих систем имеют свои достижения в понимания психо-образа личности в зависимости от его рождения. Анализируя гороскоп только по западной модели мы несколько утрачиваем связь личности с его поколением, рассматривая его в излишней индивидуальности. (Правда и в запад. системе есть возможность различать поколенческие аспекты планет, т.е. те которые роднят ровесников, и сугубо частные, но обычно это слабо акцентируется).
При анализе карты гороскопа даже серьезные астрологи обычно редко учитывают характеристику восточного года клиента, хотя достаточно ярко описаны образы сочетающие все возможные совмещения обоих Зодиаков (Крыса-Овен, Крыса-Телец и т д.) Особый интерес представляет разработанный Г.Квашой на этом основании «Структурный Гороскоп). Но чаще эти характеристики остаются в области популярных описаний. Т.к. обе модели как бы самодостаточны, но тем не менее неучтенность восточного года все же обедняет стандартную астро-аналитику.
Многие параметры, опускаемые или ускользаемые от астролога в обычной практике помогает вернуть к обьективному взгляду на уточненные акценты гороскопа – хорошая афетика. Да, это довольно техническая проверка, но тем не менее, если она сделана комплексно с хорошо уравновешенными критериями сил и веса максимума составных элементов, то помощь от нее вполне осязаема. Поэтому и параметр восточного года, как уточняющий астро-характеристику вполне возможно ввести в афетику зап. гороскопа.
Рассмотрев разные системы соотнесения образов западного и восточного зодиака мы можем подытожить их в некой системе и ввести такой параметр в рассчет афетики гороскопа. Здесь будут психотипы вос. Зодиака переведены в психотипы зап. Зодиака, чтобы на базе одной системы координат вывести силы зодиакальных архетипов в гороскопе. Мы такие системы впервые использовали в расчете афетики в программах Астрея (1990) и Веста-Ветус (2008), где использован еще и цвет и пол восточного года, на основании родственных стихий и веса 5 планет, управителей китайских стихий (пример расчета афетики в программе Ветус - http://www.astrolingua.spb.ru/ANONS/semira.htm ).
Теперь представим систему соотнесения в таблице. Здесь сумма из 10 баллов разбивается на учет значений образа западных знаков с архетипом восточного по степени совпадения их характеристик на основе всех основных систем сопоставления Зодиаков.
Сначала более простой вариант, учитывающий только основные две системы:
КРЫСА = 6 Овен + 4 Водолей
БУЙВОЛ = 6 Телец + 4 Козерог
ТИГР = 6 Близнецы + 4 Стрелец
КОТ = 6 Рак + 4 Скорпион
ДРАКОН = 6 Лев + 4 Весы
ЗМЕЯ = 10 Дева
ЛОШАДЬ = 6 Весы + 4 Лев
КОЗА = 6 Скорпион + 4 Рак
ОБЕЗЬЯНА = 6 Стрелец + 4 Близнецы
ПЕТУХ = 6 Козерог + 4 Телец
СОБАКА = 6 Водолей + 4 Овен
СВИНЬЯ = 10 Рыбы
Теперь более утонченный вариант, учитывающий уже все системы соотнесения с весом баллов по степени их значимости:
КРЫСА = 5 Овен + 3 Водолей + 1 Весы + 1 Рыбы
БУЙВОЛ = 5 Телец + 3 Козерог + 1 Скорпион + 1 Овен
ТИГР = 5 Близнецы + 4 Стрелец + 1 Телец
КОТ = 5 Рак + 3 Скорпион + 1 Козерог + 1 Близнецы
ДРАКОН = 5 Лев + 3 Весы + 1 Водолей +1 Рак
ЗМЕЯ = 9 Дева + 1 Лев
ЛОШАДЬ = 5 Весы + 3 Лев + 1 Овен + 1 Дева
КОЗА = 5 Скорпион + 3 Рак + 1 Телец + 1 Весы
ОБЕЗЬЯНА = 5 Стрелец + 4 Близнецы + 1 Скорпион
ПЕТУХ = 5 Козерог + 3 Телец + 1 Рак +1 Стрелец
СОБАКА = 5 Водолей + 3 Овен + 1 Лев + 1 Козерог
СВИНЬЯ = 9 Рыбы + 1 Водолей
Для перевода кит.стихий (цвета годов) в значения класс.астрологии, как сказано выше – известна связь 5 стихий с управляющими ими 5 планетами септенера, это один параметр перевода. Другой – более сложный это соотнесение западной 12-ричной модели граней стихий, где 4 стихии идут по 3-х ступенчатым этапам во времени (кардинал./стабиль./мутабель.) и соотносятся с 10-ричной кит.моделью, где 4 кит. стихии в гео-пространстве + пятая, совмещающей всю динамику времени в статику центра, соединяющего небо с землей и все умноженное на 2 полярности (инь-ян).
В афетике гороскопа вес стихий нужен для определения темперамента, но не только по 4 стандарт.типам на основе веса знаков стихии и силы планет соответ. стихий, но и по степени экстравертности-интровертности, (кот. определяется по своим параметрам, включая полушария домов карты), и здесь аспект ян-инь и цвета, т.е. стихии кит. года добавляет свои очки. И последний параметр – параллель психологич. образов кит. стихий с психологич. составляющими классич. гороскопа.
Тогда всю систему учета кит. стихии года в афетике запад. гороскопа можно представить так:
кит. Огонь. = +4 Огню, +1 кардинал. кресту, +1 Марсу (в годах инь = Плутону)
--- Земля = +3 Земле, +2 стабильн., +1 Сатурну (года ян=Солнцу)
--- Металл = +2 Воздуху, +1 Земле, +1 кард., +1 Венере (года ян=Урану)
--- Вода = +3 Воде, +1 мутаб., +1 Меркурию (года инь=Луне)
--- Дерево = +2 Воздуху, +1 Воде, +1 мутаб., +1 Юпитеру (года инь=Нептуну)
В упрощенной модели перевода цвета кит.года в зачет зап.афетики – можно добавлять баллы только планетам септенера (огонь - Марсу, земля - Сатурну, Металл - Венере, вода - Меркурию и дерево - Юпитеру), управляющими стихиями по кит.астрологии, плюс светилам (год ян - Солнцу, год инь - Луне).