Астрология Буддизма
XIV. Астрология Буддизма
Есть темы обширные, большой и поразительной важности, которые не были затронуты западной астрологической литературой. Одной из этих тем является Буддистская Астрология, концепции которой являются неотъемлемой частью религии, численно величайшей на земном шаре.
Вполне понятна видимая крайняя бедность данных относительно восточных систем. Французская библиография, относящаяся к Индусской Астрологии, помещается менее чем на одной странице, включая в себя даже разбросанные довольно-таки поверхностные статьи. Библиография по Китайской Астрологии может быть сжата в полстраницы; однако это – литература также объемна, как и та, нашей западной традиции. Следовательно, если эти перечисленные системы столь мало известны в Европе, то стоит ли удивляться, что абсолютно игнорируют Буддистскую Астрологию?
Мы плохо подходим для того, чтобы обсуждать достаточно деликатную тему, которая требует того, чтобы ей посвятить почти целую жизнь. Ars longa, vita brevis (искусство вечно, жизнь коротка). Тем не менее, мы считаем полезным привлечь к этому внимание далее некоторыми отрывочными данными, потому что Буддистская Астрология является традиционной духовной концепцией Науки Звезд, помогающих в понимании Эзотеризма Астрологии.
Так же, как Христианство выкристаллизовывается, с астрологической точки зрения , помимо слишком известного символизма Рыб, между первородным грехом, являющимся возвращением в сферу звездных влияний, и Искуплением, которое будучи в зависимости от равноденственного символизма Овна, символизма начала нового цикла, является освобождением человека от астрального гнета, Буддизм также увязывает его доктрины с зодиакальным кругом. Аналогия между некоторыми христианскими символами и буддистскими данными тем больше, что мы там находим четырех известных животных Апокалипсиса, представленными стариком, больным, трупом и аскетом, вид которого заставил оставить мир Будду. Первый воплощает Водолея, сатурнианский знак; больной соотносится с Тельцом, обозначая физическую способность; труп помещен подо Льва, знак радости жизни, и аскет - изображение Скорпиона, знак духовного возрождения. Следует подчеркнуть, что эти четыре видения, которые являются, образно говоря, изображением нашего несчастного мира, три последних есть антитезы нормальных, текущих значений зодиакальных знаков в вопросе, словно, как жизненные инстинкты и мощность Быка приводят к болезни, солнечная витальность Льва к смерти, сексуальность Скорпиона к аскетизму. Поначалу, эти образы кажутся кривым зеркалом, но в действительности, мы находимся здесь в присутствии транспозиции этих знаков в духовный план. [1*]
Так же, как история Христа, начинаясь со своего рождения в зимнее солнцестояние, вписывается в зодиакальный круг, так и четыре великих чуда Будды, то есть:
его рождение,
его просветление,
его первая проповедь
и его смерть,
тесно ассоциируются с идеей ежедневного цикла, который является на Востоке обычным изображением воплощения. Это - Восток, где встает солнце, которое отмечает его рождение, это - Юг, полдень наиболее ясный момент дня, с которым соотносится символ смоковницы, который возглавляет его просветлением; это - Запад, соответствующий VII-ому дому гороскопа, символ социальной жизни, который увидел его первую проповедь, и в силу этого, Запад обычно отображен на буддийских памятниках Колесом Закона (Roue de la Loi); и это - Север, представленный изображением ступы, которая отмечает его смерть, как IV-й, дом управляет надгробными памятниками. [2*] Впрочем, согласно Писаниям, Будда умер головой на Север, в середине ночи [3*]. В глазах приверженцев, эти соответствия подчеркивают универсализм доктрины Будды, которая действительна для всего того, что живо (и не только для человеческого рода), так как день светит для всего того, что оказывается на Земле.
Так же, как в Христианстве, Христос представляется агломератом нескольких символов (как Солнце - на планетарном плане, как созвездие Рыб, в качестве представителя его эпохи, как знак Льва, в качестве Царя Иудеев, как знак Овна, в качестве Искупителя, и т.д.), также и базовый цикл Буддизма не исключает совсем другие астральные соответствия. Ничего не говорится, к примеру, в Писаниях, по поводу жизни Будды между его рождением и возрастом двадцати девяти лет, когда он оставил мир. Во всех традициях, один год и день, являются символически эквивалентными, и это число является таковым для лунной революции (периода обращения*). Следовательно, жизнь Будды в течение первого лунного цикла следует "нормальным" или земным ходом, а именно второй лунный цикл выводит его из нашего подлунного мира.
Мы не можем долго останавливаться на астрологических соответствиях жизни Будды, которая является такой же обширной темой, как и космософический символизм Христа. Коротко напомним, что при его рождении тридцать три божества нашего нижнего неба ликовали и что это число, это число солнечного цикла; что он был признан божествами охранителями четырех кардинальных точек (Déités Gardiennes des quatre points cardinaux) (символ его универсальной роли), что он вступил на твердую почву и делает семь шагов (символ вступления во владение качествами семи планет), и что в тот же день рождаются семь "connaturel" (то есть планетарные спутники, позволяющие Гаутаме Сидхарте выражаться), среди которых надо выделить его невесту, его ученика Ананда и его лошадь, ставшую позже божеством Кантака. Это количество четыре и семь встречается по всей длине легенды Будды. В возрасте шестнадцати лет (четыре раза четыре), он пронзает одной единственной стрелой семь деревьев в течение состязаний по стрельбе из лука. Как мы об этом напомнили выше, за четыре дня он знакомится со стариком, с больным, с трупом и с монахом. Остается семь недель в тени баньяна, где он получает высшее просветление. Он умирает в возрасте восемьдесят четыре года (4 раза по 21, либо трижды семь). Субхадда (Subhadda), последний ученик, обучаемый Буддой до своей смерти, имеет сто двадцать лет (четыре раза по30), и т.д.
Его доктрина - исключительно "зодиакальная ", если можно высказаться таким образом, - это, что есть логичным, так как Буддизм, как впрочем, и Исламизм, является глубоко детерминистической религией. Этот детерминистический характер, который поражает всех востоковедов, заставляет ее лучше согласовываться с Астрологией чем, например, Христианство и Брахманизм, которые, обе, допускают свободную волю. В силу этого, вопреки папству, отношение которого по отношению к Астрологии часто менялось, согласно личным мнениям понтифика, Буддизм всегда имел благосклонность по отношению к Астрологии и поощрял ее; никакая буддистская власть никогда не выступала против этой науки. Запрет, данный монахам Sâmânnâ-phala-sutta, предсказывать будущее и практиковать Астрологию был единодушно интерпретирован, как запрет зарабатывать деньги консультациями для того, чтобы не нарушать обет бедности, а не как запрет Астрологии как таковой.
Доктрина Будды вкратце излагается, прежде всего, в:
Четыре основные Истины,
Четыре фундаментальных Внимания,
Четыре духовных Пути или четыре основы психической власти,
Пять Полномочий или Способностей,
Пять Сил или Полномочий [4*],
Семь ветвей Просветления,
Благородный восьмеричный путь.
Так же, как четыре больших чуда, Четыре основные Истины, Четыре фундаментальных Внимания (или Четыре стадии концентрации, описанные как раз в Сатипатхана), Четыре Последних усилия, Четыре вида Кармы, на Четырех духовных Путях и на Четырех Жилищах Будды, присоединяются к четырем кардинальным точкам, качества и характеристики которых они выражают; Пять Способностей и Пять пар Сил, как впрочем первые пять учеников Будды, обращенные в Бенаресе, представляют силы пяти элементов [5*]; Семь ветвей Просветления соответствуют семи планетам, в то время как, как мы это увидим дальше, Благородный восьмеричный путь - также выражение четырех кардинальных точек.
Хотя Благородный восьмеричный путь лучше известен для всех тех, у кого есть внешнее понятие Буддизма, чем любые другие деления, именно четырехстороннее деление бесспорно наиболее значительно из всех, так как оно образовывает саму основу доктрины и, в широком смысле, полный Зодиак духовной жизни.
" Буддизм - не только доктрина или продолжение доктрин, в которые надо верить, но также является образом жизни, который стремится к определенной цели ", говорит Эдвард-Дж. Томас [6*]: " Именно эта монашеская жизнь связывает с доктринами... Во всех планах, мы находим тройное деление: предварительная подготовка морального духа, затем умственное обучение, которое состоит в том, чтобы достигать концентрации мысли определенными практиками и её отрывать от чувственных вещей; в конечном счете, это ведет к постижению Истин. "
Это тройное разделение, в связи с тремя гунами индусов и, в Астрологии, с тремя способами выражения, кардинальным, фиксированным и мутабельным, примененных к четырем основным стадиям подвижничества, делает из буддистской дисциплины что-то вроде духовного Зодиака монашеской жизни, внутреннего пути, находящегося в совершенной гармонии с космическими силами. Акцент был поставлен на качестве кардинальных точек, но теми, кто хочет получить освобождение, должны быть прожиты таковые всех зодиакальных знаков. Напомним, что Буддизм учит, что невежество является корнем любого зла и что единственно прекращение этого невежества, освобождает от Сансары (Samsara). Он провозглашает взаимосвязь мира страдания и распределяет её по двенадцати звеньям или по причинам, названным двенадцатью Ниданами (Nidânas), соответствующим двенадцати знакам зодиака. Это - доктрина Paticca Samuppada или, буквально "первоначальных причин ".
Зодиак, таким образом, предстает одновременно в глазах Буддизма дорогой, которой надо следовать и как двенадцать причинных звеньев, определяющие будущее возрождение и кармические связи. Эта цепь причин, которую надо прекратить, этот дуоденарный цикл взаимосвязи условий существования, принимает:
Овна для символа невежества (незнания*), то есть ошибки, которая заставляет считать постоянным то, что является преходящим (временным*);
Тельца для символа совокупности;
Близнецы для символа сознания (совести*) или скорее различительного знания;
Рака для символа умственного и тела;
Льва для символа шести органов чувств;
Деву для символа контакта;
Весы для символа чувства;
Скорпиона для символа желания и телесной жажды;
Стрельца для символа вожделения;
Козерога для символа желания быть;
Водолея для символа возрождения;
Рыбы для символа старости и смерти, печали, жалоб, боли, депрессии и отчаяния.
В этом последнем соответствии, видится больше природа XII -го дома гороскопа, чем природа двенадцатого знака.
" Двенадцать Нидан ", считает Фритьоф Шуон (Frithjof Schuon) [7*] " поняты, как эмбриональное развитие, идущее из невежества (1-ая нидана), «субъективный» корень иллюзии, в старость и в смерть (12 -ая нидана), как раз через "жажду существования" (8- ая нидана), корень иллюзии «объективной». Невежество(avidyâ) и жажда (trishnâ), объясняется буддистскими комментариями, являются двумя фундаментальными ниданами. Они взаимно соответствуют, среди двенадцати знаков зодиака, обоим знакам, связанным с идеями жизни и смерти: Овен (1-ый знак) и Скорпион (8-ой знак), которые оба есть "домами" Марса... "
С другой стороны, каждый зодиакальный знак представляет состояние сознания в восходящем порядке. "Столь долго", говорит Будда по поводу Четырех основных Истин [8*], " что мое праведное знание и мой внутренний взгляд, с тремя разделами [9*] и двенадцатью [10*] делениями не были бы хорошо очищены в этих четырех благородных истинах, столь долго, монахи, в мире с его богами, Марой, Брахмой, его созданиями, с аскетами, браминами, богами и людьми, я не достиг вершины наиболее полного просветления, я признал это. И когда, монахи, мое праведное знание и мой внутренний взгляд, с его тремя разделами и его двенадцатью делениями были хорошо очищены в этих четырех благородных истинах, тогда, монахи, я достиг вершины полного просветления... "
Иначе говоря, именно сублимация зодиакальных качеств, приводит адепта к выходу из астрального ига и к " разрыву Зодиака ", и сказано, что Будда достигает просветления, проходя бесконечно по дуоденарному циклу в обоих направлениях, эволюционному и инволюционному.
Бесполезно давать санскритские названия этих двенадцати состояний сознания, так как часто у них нет их эквивалентности во французском языке и их номенклатура заинтересует только специалиста. Достаточно сказать, что эти состояния сравнимы с теми, что дает А. Ферьер (Ad. Ferrière) в Космической Мистерии (Le Mystère Cosmique), и К естественной классификации психологических типов (Vers une classification naturelle des types psychologiques), но что они более "метафизические " чем эти последние, если можно высказаться таким образом.
Эти двенадцать состояний являются, в мышлении буддистов, только расширением четырех главных принципов, перечисленных в "Sâmannaphalasutta" и других священных писаниях, а именно: нормы нравственности, соотносимые со стихией Огня и, главным образом, с Овном; охрана чувств, зависимая от элемента Воды и от Рака; внимание и самообладание, приписываемые к Воздуху и Весам, и достижение удовлетворения, соответствующего Земле и Козерогу. Четыре транса или созерцания, которые являются доступами к бесформенному миру, четыре последних усилия и другие четверичные деления буддистской науки – пролонгация этих четырех принципов и связываются все с кардинальными точками.
Даже каждое из этих четверичных делений образовывает в ней самой полный Зодиак, если можно так высказаться. Как известно, Четыре Стадии Внимания, например, состоят в медитациях о теле (область стихии Земли), ощущениях (соответствующее элементу Воды), ментальном (принадлежа стихии Воздуха) и мысли (Огонь). Итак, одно из обучений, общих для всех буддистских школ, состоит в том, чтобы размышлять над каждой из этих тем последовательно, различными способами: вначале, внутренне (то есть, кардинальным образом), затем внешне (фиксированным способом) и, наконец, внутренне и внешне одновременно (мутабельный вид).
Было бы скучно рассмотреть все буддистские четверичные деления и производить демонстрацию их соответствий с природой из кардинальных точек. В каждом особенном случае эти соответствия очевидны.
Эта идея двенадцати зодиакальных состояний сознания или духовного Зодиака не принадлежит только Буддизму, но, напортив, представляется, универсальной. Авиценна (Абу Али Хусайн ибн Абдаллах ибн Сина) так же говорит, например, что внутреннее сознание Бога человеком, проходит через одиннадцать этапов, зодиакальные соответствия которых очевидны и, будучи астрологом он, разумеется, их заметил. Вот этапы по Авиценне:
Первая называется проявлением воли (желания*) (характеристика Овна) и в течение этого этапа человек овладеет собой верой или теологической наукой.
Второе очищает чувства воздержанием [11*] и музыкой (одно из свойств Тельца).
Третье, в течение которого инициируемый получает молнии Света (ментальное Близнецов), называется Время. Это - этап, обычно происходящий между самосознанием и Богом, отражая дуализм Близнецов.
В четвертом, он видит в любом создании изображение Бога (как луна отражает солнечный свет) [12*], хотя эти разделения смогли ему придать беспокойство и дрожь тела, то, что прекращается понемногу на пятом этапе.
Шестой приводит к полному спокойствию (знак Девы, имеющий в своей природе намного больше спокойствия и безмятежности, чем три предыдущих знака), и постоянному восторгу (l'extase permanente).
В седьмом состоянии он унесен вне его самого и его сущность проявляется как отсутствующая (не забываем, что Дева закрывает индивидуальную полусферу Зодиака и с Весов начинается всеобщий полуцикл).
В восьмом, человек может по желанию подняться к Богу.
В девятом состоянии, он теряет свою волю, чтобы становиться, в десятом, зеркалом божества по ходу беспрестанно своей душой в Боге и Богом в своей душе (Козерог, являющийся "дверью богов").
Наконец, в одиннадцатом, постоянное созерцание, он теряет сознание своего собственного существа. Это – ступень, при которой вполне возможно творить чудеса..
Авиценна не говорит о двенадцатом состоянии, которое очевидно является состоянием полного союза с Богом, именуемым им Бдительным (Vigilant), и описывает точно в такой же манере, что и Индусы описывают Парабрам (Parabram) и Христиане, Бога Отца.
Отметим, что двенадцать правил, двенадцать типов вооружения и двенадцать условий для духовного боя, данные Джованни Пико де́ ла Мира́ндола (J. Pic de la Mirandole) также отражают двенадцать знаков зодиака.[13*]
Но вернемся к Буддизму.
Этот духовный Зодиак образовывает известное Колесо Жизни, которое является главным символом всех буддистских школ. Почти везде, в Индонезии, как и в Китае, и Тибете, это Колесо состоит из четырех концентрических кругов, центральное из которых либо пустое, либо содержащее изображение Будды (Вайрочана), того, кто занимает неподвижный центр круговорота существования. Второй круг разделен на три равные части, это Три дочери желания и смерти, которые представлены Петухом (символизируя сладострастие, гордость и тщеславие), Змеёй (ненависть, гнев и измена) и Свиньей (невежество, лень и прожорливость). Третий круг, разделенный на шесть частей, это различные "миры" (lokas), мир богов наверху, находясь рядом с миром людей (слева) и миром титанов (справа); ад внизу, между миром привидений (слева) и миром животных (справа).
Хотя зодиакальные символы часто имелись в этих двух кругах (тибетские рисунки часто демонстрируют, к примеру, в мире титанов изображение из ста восьми воинов, соответствующих ста восьми навамсам Зодиака [14*] как будто для того, чтобы подчеркнуть, что звездные влияния распространяются на все "миры", а не только на наш; это - четвертый круг Колеса Жизни, которое нас особенно интересует, так как он разделен на двенадцать знаков и двенадцати нидан. Эти начинаются наверху и следуют по ходу часовой стрелки. Хотя изображения менялись от одной страны до другой, вот наиболее схемы наиболее текущие:
Овен: слепая верблюдица или воин, игнорирующий, что змея готовится к тому, чтобы укусить сзади;
Телец: гончар, изготавливающий предметы из глины;
Близнецы: обезьяна на дереве;
Рак: корабль, пересекающий реку или море;
Лев: пустой дом или человеческая маска;
Дева: человек с плугом, или обнявшаяся пара;
Весы: стрела, которая пронзает глаз или копье, торчащее в спине;
Скорпион: пьяница или игрок;
Стрелец: жнец;
Козерог: беременная женщина с огромной грудью;
Водолей: существо, которое несет ребенка его матери;
Рыбы: труп или скелет.
И вокруг Колеса всегда оказывается чудовище, которое является Судьбой, которая также господствует над этой карикатурой двенадцати зодиакальных состояний сознания, что над шестью мирами и тремя дочерями желания и смерти.
Так же, как четверичное деление учения приводит к полному Зодиаку двенадцати психологических состояний, также Благородный восьмеричный путь - только расширение четырех типов истины, которые оставались фундаментальными через весь Буддизм, как восемь направлений пространства являются только развитием четырех кардинальных точек. Вполне возможно, что древнее деление гороскопа на восемь домов, которое существовало в греко-латинской античности, было точным гороскопическим эквивалентом Благородного восьмеричного пути.
Что бы там ни было, этот последний разделен главным образом на четыре этапа или главные практики, очевидно соответствующие кардинальным точкам, и четырем аскетам, что часто обнаруживается в писаниях [15*], полагавших, как представлением этих этапы [16*]. Четыре другие практики вторичны, в некотором роде, и зависят от этих главных этапов. Таким образом, праведная речь кажется последствием праведной идеи, праведное действие представляется вытекающим из праведного намерения, праведный способ существования и праведное усилие образовывают пару, как и другая, образована праведным вниманием и праведной концентрацией.
Мимоходом давайте отметим, что Восьмеричный благородный путь часто связывался с Чакрой Вишудха, горловой чакрой, которая имеет шестнадцать лепестков (дважды восемь), и о которой тантристы говорят, что это дверь великого освобождения.
Пять элементов, которые мы вновь находим воплощенными в Пять Препятствий, Пять Способностей, Пять Полномочий и другие пятеричные деления Буддизма, представляют другой аспект астрологического регулирования учения. Название Пять Препятствий само собой демонстрирует, что астральные силы должны быть преодоленными, чтобы обрести освобождение. Этими пятью препятствиями являются:
Жажда света, воплощающего элемент Огня;
Зловредность, которая является элементом Земли;
Лень и беспечность или оцепенение, вызванные Водой;
Рассеянность и суета, соотносящиеся к элементу Воздуха;
Сомнение, представляющее элемент Эфир.[17*]
Давайте здесь отметим, что некоторые пятеричные деления "удваивают " или повторяют перечни упражнений в четырех стадиях, как если бы во времена составления буддистских книг, теория четырех элементов (которая, по-видимому, месопотамского происхождения) сосуществовала в Индии с теорией пяти элементов (китайского происхождения), как это увидели намного позже в Персии; сказали бы, что сторонники четырех и пяти элементов, соглашаясь между собой в необходимости соотнести буддистскую аскезу с Зодиаком, оказали влияние на составление этих перечней. Очевидно, что это является гипотезой, которая не будет вероятно резолютивной никогда.
Но это предположение подтверждено через некоторые буддистские тексты, представляющие каждое пятеричное деление, как пространство, подобное дворцу китайской космографии. Самуитта (Samyutta) [18*] говорит, к примеру: " Пять способностей, о Гаутама, сфер и различных пространств, и радиус одних не захватывает границы других. Какими являются эти пять способностей? Способности зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Итак, эти пять способностей имеют сферы и различные протяженности, а действуют каждая только в присущей ей сфере... "
Эти Пять Способностей и полномочий, которые из этого вытекают, соответствуют:
Способность веры, которая проявляется верностью, элементу Воды;
Способность энергии, которая проявляется практикой, элементу Земли;
Способность внимания, которая дает ловкость во внимании, элементу Воздух;
Способность концентрации, которая приводит к умственной фиксации, элементу Огня;
и Способность полного знания, которое является синтезом первых четырех Способностей, элементу Эфир.
Отметим, что все эти пятеричные деления, могут быть приближенными к преподаваниям Метра Экхарта (Maître Eckhart), который говорит, что Апостолы символизируют соответственно двенадцать душевных сил, а именно, пять чувств внутренних, пять внешних, причину и желание (эти два последних, являющиеся святым Петром и святым Иоанном – двумя оплотами Христианства).
Семь ветвей просветления не представляют никакого отличия, так как та же идея планетарных качеств встречается везде, начинаясь с семи ступеней Митраизма и заканчиваясь семью градусами шведского Франкмасонства. В Буддизме, этими Семью сторонами просветления являются:
внимание: лунная стадия [19*];
исследование учения: меркурианская стадия;
энергия: свойство Марса;
радость (которая включает освобождение от всего того, что является чувственным): достояние Венеры;
отдых: ступень Юпитера;
концентрация: качество Сатурна;
и невозмутимость: соответствующая Солнцу.
Как в других духовных системах, эти семь ветвей просветления являются четко последовательными и, никоим образом, не могут быть рассмотренными как сосуществующие одновременно (как пятеричные разделения, уподобленные протяженности пространства). Именно этот временный характер подчеркнут, например, в следующей притче:
" Представьте, что в то время как Пасенади (Pasenadi),царь Косала, жил в Саватхи, срочное дело неожиданно появляется в Сакета и что между Саватхи и Сакета были установлены для него семь перекладных повозок. Царь, отправляющийся из дверей своего дворца в Саватхи, садился бы в первую повозку, и из первой повозки бы переходил бы во вторую, из второй - в третью, и таким образом до седьмой и, в этой седьмой повозке, он достиг бы двери его дворца в Сакета... " [20*]
Это ясно устанавливает, как впрочем и из других традиций, некоторую иерархию планет с точки зрения духовной и посвятительной, но эта иерархия не является везде идентичной, хотя она начиналась почти всегда с Луны, светила, наиболее близкого к Земле. Есть много чего о чем можно сказать по поводу порядка планет, но это нас увело бы нас далеко от нашей темы.
Другая иерархия вырисовывается между всеми этими делениями на четыре, восемь, двенадцать, пять и семь, - иерархия, которая имеет связь с универсальным символизмом чисел. Деление на четыре - прежде всего символ земного мира и, следовательно, ощущаемой основы, откуда исходит внутренняя работа каждого человека. Деление на восемь, которое рассматривает, помимо четырех кардинальных точек, дополнительно четыре промежуточных пункта, образовывающих с ними восемь направлений, символизирует промежуточный мир между Землей и Небом, - мир, подобный миру двенадцати делений, которые представляются, с точки зрения метафизической, совокупностью или полнотой космической манифестации. [21*] Деление на пять представляет в первую очередь волевое усилие всех элементов, образующих человека, в то время как шкала септенера планет соотносится с небесным миром.
Все эти идеи являются общими для всего Буддизма, на Яве, в степях Центральной Азии и Цейлона с Японией. Впрочем, кажется, что именно буддистская Астрология была принесена в эту, названную последней, страну, так как, если некоторая Астрология, вероятно китайского влияния, и существовала на островах Восходящего солнца до введения Буддизма в 558 году (как имела место Астрология в Греции до Бероза), всё же, главным образом, именно 602 год, дата японской астрологической традиции: в этому году, корейский священник преподавал японцам элементы Астрологии и хронологию.[22*]
На этом общем фонде, каждая буддистская школа развила другие астрологические идеи, другие сопоставления, часто любопытные и оригинальные (не говоря, очевидно, о таких системах как нумерологические практики в Индонезии, которые, хотя родились и развивались в буддистской среде, не имеют никакого отношения с самой религией). В качестве примера этих сопоставлений, давайте приведем тибетский символизм колокола, в котором узнается на его круглом выступающем краю изображение зодиакального круга, в вышине: символ Единства (с которым Зодиак сообщается самим телом колокола, так, чтобы Зодиак являлся последним выражением этого), и в языке: воспроизведение дерева мира, горы Меру и центра проявленного мира. Звук колокола, следовательно, предстает как передача из этого духовного центра и распространяющегося в зодиакальной сфере. Колокол внушает и многие другие метафизические соображения жителям Тибета, которые верят, что большие колокола являются мужскими, а маленькие - женскими.
То же "зодиакальное" значение привязано к "молитвенным мельницам ", имитирующим в их круговом движении, движение неба. Эти "мельницы" являются с этой точки зрения изображениями Зодиаков, изливающих безостановочно в пространство духовные влияния, которые они представляют.
Астрология тибетская или ламаистская, почти полностью неизвестная вне границ этой страны, требует для себя самой отдельного изучения, так как это - единственная страна, где церемония чтения гороскопов буддистским церковным собором под председательством Далай Ламы принимает религиозный и политический характер одновременно. Давайте напомним, что эта церемония в 1948 дала повод запрету на три года въезда в Тибет иностранцам, в то время как церемония в 1949 пришла к настоящему объявлению войны коммунизму.
Нельзя даже подумать о том, чтобы объединить здесь все астрологические идеи, распространенные в буддистском мире, так как нам надо было бы рассмотреть все местные обычаи, ламаистские церемонии в китайских хрониках образованные свечами в спирали, несущей двенадцать зодиакальных делений. [23*]
Чтобы закончить эти короткие и беспорядочные заметки по буддистской Астрологии, давайте отметим, что у Калмыков из Монголии, чей Буддизм сильно подкрашен Шаманизмом, священники являются астрологами и определяют способ погребения, согласно тому, что индивид родился в год Тигра, Шакала или Дракона или, иначе говоря, под преобладающим влиянием элемента Воды, Огня или Земли. В связи с их решением, тело покойника будет выставлено на открытом воздухе, похоронено в земле, в воде (или если воды мало, просто обрызгивают), под деревьями, под камнями или сожжено.[24*]
Что доказывают все эти соответствия? Материалист прошлого века сказал бы, что мистики просто вдохновляются делениями и небесными факторами, но это упрощенческое объяснение, отрицающее любой эзотеризм, не могло бы удовлетворить человека в наши дни, как "солнечный миф " Дж. Дюпуи его продолжателей не сможет убедить верующего в тщетности своей религии. Проблема гораздо глубже и соответствует искусному использованию космических сил, чтобы их превзойти. Сама природа эзотеризма является причиной того, что эти вещи трудновыражаемые (без чего символизм был бы бесполезен) и, говоря о " разрыве Зодиака ", к которому стремятся все эти традиции, мы получаем, одну из наиболее великих тайн человека.
-----------------------------------------------------
-----------------------------------------------------
---------------------
1. Между тем, отметим, что не существует единодушия по поводу этих соответствий и что иногда рассматривают старика, в качестве воплощения элемента Воды (возможно, потому что Скорпион - осенний знак), больного - как символ элемента Огня, труп - элемент Земли, а монаха - символом Воздуха. Сторонники этих соответствий, таким образом, помещают эти видения, сделанные, согласно легенде, за 4 последовательных дня, против направления Зодиака, так соотнося эти четыре изображения с фиксированными знаками, как будто для того, чтобы подчеркнуть, что с точки ] зрения духовной эволюции, нужно идти против нормального порядка зодиака. Наконец, некоторые помещают эти четыре изображения в последовательности знаков, от Скорпиона до Водолея.
2. Смотреть главу XIII.
3. Смотреть Первоначальные рукописи Буддизма (Les écrits primitifs du Bouddhisme), Париж, 1949, гл. XII.
4. Термины меняются, в зависимости от авторов.
5. Напоминаем, что весь Восток знает, помимо наших четырех элементов, пятый, сравнимый с квинтэссенцией наших западных герметистов.
6. Первоначальные рукописи Буддизма (Les écrits primitifs du Bouddhisme), стр. 63.
7. Праджнапарамита (Prajnâpâramitâ) в Etudes Traditionnelles, N 284, стр. 166.
8. V. 420. Цитата в Первоначальных рукописях Буддизма, стр. 41.
9. Это - три способа, которыми трактуется каждая истина, способы, подобные индусским гунам и представленные астрологическим разделением знаков на кресты.
10. Зодиакальными.
11. Телец, будучи знаком мощного аппетита, и здесь находится та же антитеза, что и в изображение больного, о котором мы говорили более выше.
12. Все примечания в скобках являются нашими.
13. См. перевод, опубликованный Марком Авен в Initiation, N января 1906.
14. Отметим по этому поводу, что можно предположить, что, если индусские астрологи предпочли лунный Зодиак из 27 стоянок, 28-ми традиционным накшатрам, это, чтобы привести в соответствие каждое лунное жилище к 4 навамсам. Эти последние также представлены 108-ю зернами буддистских четок.
15. Смотреть в частности Mahâparinibbânas, Digha, II, 137, цитируется по Эдвард Дж. Томас, оп. цит, стр. 55.
16. Это число кажется самой основой буддистской доктрины и его применения бесчисленные. Таким образом, например, проситель, который желает допуск в буддистском монастыре, должен, согласно Mahâparinibbâna-sutta, ждать 4 месяца, прежде чем быть допущенными.
17. Эти соответствия являются еще более чистыми и очевидными, если, вместо 5 индусских элементов, мы свяжем эти пятеричные деления с 5 китайскими элементами, как его делают китайские Буддисты. Как известно эти элементы, как все пятеричные деления, имеют прямое отношение с 5 чувствами.
18. V. 217 цитируется по Первоначальные рукописи (Les écrits primitifs) , стр. 100.
19. Которая должна была бы быть названной скорее частью верной памяти, так как Абнишамма (Abhishamma) скажет по этому поводу, что монах " вспоминает и напоминает в своем сознании то, что было сделано и то, что было сказано задолго прежде " (памятью, бывшей преимущественно лунным качеством).
20. Ратавинита - сутра, Мадхьяма(Rathavinita-sutta, Majjhima), I, 146.
21. Эти строчки были уже написаны спустя несколько месяцев, когда Рене Генон опубликовался в Etudes Traditionnelles, N 227, 1949, статью о Восьмиугольнике (l'Octogone), который он рассматривает в качестве промежуточной стадии между квадратом, символом Земли, и Кругом, символом Неба. Там он со справедливо замечает, что роза ветров является символом розенкрейцеров, и отмечает, что " когда кардинальные точки положены в соответствия с телесными элементами, промежуточные точки будут соответствовать чувственным качествам: жар и холод, сухость и влажность " (стр. 229).
22. Наиболее древняя репродукция Зодиака в Японии датируется, к несчастью, только XIII-ым веком, когда художник представил знаки рисунками, имеющими глаз анфас на лице в профиль (то есть смотрящий в сторону другого мира) – представление исключительно символичное, если припомнить универсальный символизм глаза и его магических свойств.
23. Эти последние, также как и некоторые элементы ламаизма, по-видимому, до-буддистского происхождения.
24. К аналогичной традиции присоединяется обычай китайцев двигать постель умирающего, так, чтобы его голова была направлена на восток, так как он начнет в загробной жизни новое существование, как знак Овна начинает Зодиак.
-----------------------------------------------------
--------------------------
(перевод с французского В.Толстой)