окулус | статьи | астрология и вера | астрологическая символика в христианстве

Астрологическая символика в христианстве
Лестница

"ЛЕСТВИЦА ~ лестница. Лествица, виденная Иаковым (Быт. XXVIII, 12-13), прообразовала Пресвятую Богородицу. Так воспевает Ее православная церковь: "Радуйся, лествице высокая, юже Иаков виде". "Лествицу древле Иаков Тя образующую видев, рече: степень Божия сия" (Акаф. Богор. стих. 1). Иоанн Дамаскин говорил: "Господь соорудил Себе одушевленную лествицу, которой основание утверждено на земле; а верх касается самого неба и на которой утверждается Бог - лествицу, которой образ видел Иаков, лествица духовная, т. е. Дева, утверждена на земле : потому что как всякой жены глава муж, а эта не знала мужа, то глава Ея был Бог и Отец." (Полный церковно-славянский словарь, М., 1993).

Ключевые слова понятия "Лестница": счастливая судьба, добродетель, знание, святость, богатство, Божье царство, рай, совершенство, стремление, храбрость, бесстрашие;... но и деградация, опасность, несчастье, болезнь.

Образ связи верха и низа воплощен в изображении "Лестницы", в завершенном варианте лестница пересекает три космические зоны, связывая мир Богов, людей и умерших, соответственно рай и преисподнюю. На земле, в среднем мире и реже - на небе находится начало лестницы, определяющей направление движения: вверх (на небо) или вниз (в подземный мир). В общей модели мира на земле находится центр лестницы или ее эквивалент (золотая нить, ось мира, вервь, радуга, вьющееся растение...), когда требуется восстановление связи земли с небом, чтобы использовать космические силы неба в новом устройстве земли, создавая условия для коммуникации между мирами.

Широко известен образ "Лестницы Иакова", по которой восходят и сходят ангелы (Быт. XXVIII, 12-13): "Чудесное видение во сне Иаковом таинственной лестницы, соединявшей небо с землею, по которой всходили и нисходили ангелы Божий, а наверху стоял Сам Господь, несомненно свидетельствовало о неусыпном промысле Божием о мире и человеке, о том, что ангелы суть служители Божий между людьми, и что Сам Господь есть Верховный Владыка и Промыслитель всего сотворенного. По учению святых отцев Церкви - лестница прообразовала собою также и человечество Иисуса Христа, в котором соединились небо и земля." (Библейская энциклопедия, М., 1891 / Репринтное изд. 1990).

С движение человека вверх по лестнице связаны продвижение человека на небо, например, во время шаманских камланий (шаманское путешествие на верхнее небо). Движение вниз связано с постепенным сошествием божества на землю с неба. В духовном аспекте православия идти вверх по лестнице означает: пройти всю лествицу восхождения для восстановления образа непадшего человека. В мистическом ключе образ "Духовной Лестницы" служит средством сублимации (восхождения) Духа. Название основной книги православной аскетики "Лествица" - поучения о правильном поэтапном развитии силы Духа. В православной традиции "Лестница" - символ распятия, схождения с креста. Объединяя значения понятия "Лестницы", восхождение по ней есть благо, а нисхождение - несчастье.

Лестница - шкала, задающая размеры Вселенной по вертикали, особенно показательны варианты многоступенчатого строения каждой космической зоны. Нередко ступени лестницы задают иерархию многоярусных иконописных композиций, многоступенчатости храма, или всю иерархию от Бога до людей и далее до злых духов. Закону "ступенчатости" подчинен и мир Верхний, в Апокрифе "Книга Еноха" описывается схема семичленного строения мира небесных чинов, о чем подробнее можно прочитать в Главе № X "Иерархия Небесных Сил бесплотных" настоящего пособия.

В материальном аспекте "Лестницы" различны: деревянная, каменная, железная, золотая, веревочная. Ступеней чаще всего семь, как отражение роли числа "Семь" в качестве одного из числовых параметров Вселенной. Расположение лестницы тоже различно:

  • свисает с неба либо идет вдоль ствола "Древа Мирового", столба, горы,
  • находится в руках у Святого персонажа в иконописном варианте,
  • иногда ею может быть ритуальное сооружение (пирамиды древнего Египта...),
  • лестница, ведущая в подземное царство, нередко проходит через яму или колодец, ров,
  • движение по "Лестнице" связано с риском, так как она неустойчива сама по себе, к тому же ее неустойчивость усиливается греховностью восходящего по ней человека. Ритуал перебирания четок становится эквивалентом "Духовной Лестницы":

"ЛЕСТОВКА == тоже, что ВЕРВИЦА. Вервица же - это небольшая лента или шнур с нанизанными в равном один от другого расстояния шариками, называемыми "БАБОЧКАМИ" (прим. - сфера, круг). Шариков на вервице 103. Концы вервицы связывают между собою и к ним привязывают четыре лопасти; эти последние знаменуют собою четырех евангелистов, а обшивка их - Евангельское учение. Вервица называется также ЧЕТКАМИ, от слова считать, так как по четкам монашествующие считают число совершаемых ими поклонов и молитв, а в просторечии ЛИСТОВКОЮ, от ее формы, похожей на лестницу. Иногда вервица называлась КОРОНКОЮ (Мал. Почаевск. Лавр. Требн. 1792 г. , 210 стр.). Вервица дается инокам для совершения молитвенного "Правила", коим предписывается исполнять известное число поклонов и молитв, дабы инок приобрел навык всегда пребывать в молитве. Вервица своими шариками, составляющими как бы ступени бесконечной лестницы, символически указывает иноку на то, чтобы он, постоянно пребывая в подвиге молитвы, совершенствовался все более, как бы восходя по ступеням лестницы. Вервица дается при посвящении и архиерею, в знак того, что он при всех заботах о пастве непрестанно молится Богу" (Полный церковно-славянский словарь, М., 1993).

Четки называются: на тридцать три, на сто три, на сто восемь по количеству счетных элементов, с помощью которых совершается медитация на молитве.

В общем значении "Лестница" - средство восхождения, в этом ее практическая ценность. У нее не одно, а несколько значений (множество), которые обнаруживаются поэтапно, по мере ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО восхождения по ступеням, которые служат для облегчения восхождения.

"Жития Святых" описывают подвижничество Святых на "Столпе" (аналог "Лестницы"). Причем указывается, что постепенно высота столпа менялась, возрастала, по мере ДУХОВНОГО РОСТА подвижника. Так у прп. Симеона Столпника (14 сентября нового стиля) высота столпа менялась от 6 до 20 - 36 - 40 локтей, прямое указание о необходимости только поэтапного развития, восхождения, познания.



предыдущая глава