День рождения стихотворения
Мне нравится...
...Наугад раскрыла маленький сборничек Марины Цветаевой. До боли знакомые, всем известные (в том числе и благодаря рязановской "Иронии судьбы") строки:
Мне нравится, что я больна не Вами...
И внизу — дата: 3 мая 1915 года.
Стало интересно, а почему именно в этот день в голове поэта возникли именно эти слова? Может быть, "виной" тому, помимо всего прочего, и некоторые планетарные, космические воздействия?
Что ж, давайте смотреть вместе.
При совмещении двух гороскопов — натальной карты М.И.Цветаевой и транзита на 16 (3) мая 1915 года — сразу же бросается в глаза ряд весьма интересных моментов.
Транзитное Солнце (творчество, воля, созидание) в Тельце (конкретность, чувствительность) еще не вышло из соединения с натальной Луной поэтессы (Луна, как известно, "повелевает" инстинктами и эмоциями). И соединение это составляет гармоничную конфигурацию (бисекстиль) с находящимися в водных знаках транзитными Нептуном и Юпитером. То есть эмоциональное вдохновение, безбрежная фантазия, порожденные нептунианско-юпитерианским взаимодействием, находят свое отражение в творческой активизации подсознания; эмоциональное состояние просто не может не выплеснуться наружу, результатом чего и становится произведение искусства — в данном случае стихотворение с его столь проникновенными строками.
Отвечающий за письмо, за умение вообще пользоваться словом Меркурий в транзитной карте соединился с натальными Нептуном (высшая любовь, фантазия) и Плутоном (способность к трансформациям) в Близнецах (столь же общительных, сколь и непостоянных). То есть из натальной карты вытекает цветаевская неосознанная тяга к контактам, ее стремление установить в отношениях (какого бы они ни были порядка) Любовь (вспомним ее стихи, письма, воспоминания современников: она всех Любила, всех, независимо от того, была ли знакома лично или только по переписке, дружила долгие годы или всего два-три раза в жизни встречала, или была просто рьяной почитательницей, поклонницей — как в случае с той же Сарой Бернар — всех именно что — Любила, проникалась). И в данном случае именно такая Любовь выплеснулась, нашла свое отражение в стихотворении.
Упоминаете ни днем, ни ночью — всуе...
Не надо обладать сверхизощренным умом для понимания того, что адресат — мужчина. Собственно, здесь даже не абстрактный, а вполне реальный, Маврикий Минц, муж младшей сестры Аси ("Что никогда в церковной тишине не пропоют над нами: аллилуйя!").
Тоже весьма интересная для астролога деталь, нашедшая свое отражение в сопоставлении двух карт: всё стихотворение ну настолько в стиле 11-го дома, прямо-таки пронизано его духом — ну, вспомните, прочитайте сами… А вышеупомянутое соединение натальных Нептуна и Плутона с транзитным Меркурием имеет место быть именно в этом поле карты М.Цветаевой. То есть свою искреннюю, высокую, всепоглощающую, переворачивающую всю душу Любовь (Нептун-Плутон) поэтесса и выражает в данном случае посредством слова (Меркурий, Близнецы), причем, в этаком уранианском (11 дом) стиле. К тому же в Близнецах и транзитная Луна, что способствует импровизации эмоциями — в конце концов, не стоит же в каждом случае полностью отождествлять автора с тем, что он написал и как именно выразил свои чувства.
Соединение транзитных Сатурна и Плутона в гармоничном аспекте (секстиле) к цветаевским Венере и Хирону свидетельствует об интуитивном понимании других (людей, духовно близких, единомышленников, поскольку соединение-то происходит всё в том же 11 доме поэтессы), а также дает способность оценить их чувства и отношение, что и выражается художественным образом, в данном случае при помощи слова:
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не Вас целую.
Транзитный Уран в соединении с натальным Марсом поэтессы в Водолее в 7 доме. Можно предположить, что адресат (М.А.Минц) сам по себе явился для автора некоторой неожиданностью (собственно, на самом деле без этого не обошлось — к моменту знакомства М.Цветаевой с М.Минцем ее сестра официально еще не расторгла свой предыдущий брак, и Марина Ивановна даже понятия не имела, что в жизни Аси появился другой человек, для нее это действительно было определенного рода сюрпризом). Неожиданное знакомство, неожиданная дружба (знак Водолея):
Распущенной — и не играть словами...
Наконец, еще несколько штрихов — весьма и весьма немаловажных. Соединение транзитных Марса (энергия, напор) и Венеры (влечение, оценка, выбор) в динамичном знаке Овна, в сочетании с уже перечисленными факторами позволяет сделать вывод, что стихотворение было написано очень быстро, буквально с ходу, без каких-либо особо долгих творческих мук.
Позволю даже себе предположить, что состоявшиеся днем ранее два точных соединения — транзитных Марса и Венеры, а также транзитного Солнца и натальной Луны — и дали своеобразный импульс к рождению этого стихотворения. (К слову, удивительная ситуация — двойное соединение планет, символизирующих в астрологии мужское — Солнце, Марс — и женское — Луна, Венера — начала: "Спасибо Вам и сердцем и рукой за то, что Вы меня — не зная сами! — так любите...").
Кроме того, транзитные Венера и Марс находятся в непосредственной близости от натального Юпитера (планеты, символизирующей успех) в 10 доме (признание в обществе). И это явственно указывает на то, что данное произведение будет известно, будет любимо, принесет автору славу — что, собственно, и произошло впоследствии.
Мне нравится, что я больна не Вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной —
Распущенной — и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Мне нравится еще, что Вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не Вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем ни ночью — всуе…
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!
Спасибо Вам и сердцем и рукой
За то, что Вы меня — не зная сами! —
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце не у нас на головами,
За то, что Вы больны — увы! — не мной,
За то, что я больна — увы! — не Вами.
3 мая 1915