окулус | статьи | астрология и вера | астрологическая символика в христианстве

Астрологическая символика в христианстве
Круг

Элемент символики гетерогенного характера и значения, чаще всего выражающий идею единства и бесконечности, законченности, высшего совершенства. "Круг", как фигура, образуемая правильной кривой линией без начала и конца, ориентирована в любой своей точке на некий невидимый центр. Как сравнение - териоморфные образы змеи, рыбы, дракона, проглатывающих свой хвост.

Круг - универсальная Проекция шара, который признан идеальным телом в различного рода мировых традициях: мифопоэтической, научно-философской, и т. д., как образ единства ограниченности и безграничности. Круг ограничивает внутреннее конечное пространство, это вся Вселенная в её целостности, ограничение её пределов в пространственном плане, модель временной структуры Вселенной, обеспечивающей непрерывность жизненного потока. Но круговое движение, образующее это пространство, потенциально бесконечно. Например, во многих традиционных схемах Космос представлен именно как шар (графический круг) или его более или менее определенные варианты: яйцо, черепаха, диск и т. окруженные неорганизованным хаосом. Иногда это моделирование посредством "Круга" сочетается с моделированием с помощью "Квадрата". Во временном плане идея "Круга" находит еще более полное воплощение, как отражение цикличности времени. Суточное и годовое круговое движение Солнца соединяет цикличность времени с цикличностью пространства, что нашло отражение в структуре сооружений, связанных с астрономическим счетом времени или так называемых "круглых" календарей и других символических способах обозначения времени или его отдельных элементов через фигуру "Круга".

Символ основного божества получил свое изображение в той же форме. В качестве такого божества фигурирует Солнце, в силу кругового характера его суточного, годового движения. Этот же принцип заложен в форме изображений дискообразной короны Ра, крылатого диска Атона, солнечной колесницы Аполлона, образе солнечного глаза (ока) в виде круга - "Всевидящее Око Бога".

Схемы "Древа Мирового" и близкие к нему варианты неоднократно подчеркивают идею "Круга". Прежде всего само Солнце в виде "Круга", иногда с крыльями, непременно присутствует в схеме "Древа", или там, где нужно подчеркнуть цикличность процесса. Годовое круговое движение Солнца по отношению к оси "Древа Мирового" создает горизонтальное пространство. Вспомним, что в горизонтальной проекции "Древо" отличает "пуп земли" в минимуме и окружность, отделяющую внутренний круг от внешнего пространства, в максимуме. А суточное круговое движение Солнца определяет вертикальную ось (плоскость) "Древа Мирового", включая вариант отражения, "Зазеркалья", АнтиДрева, нижнего мира, бездны, смерти. Нередко эти оба круговых движения подкрепляются расположенными по кругу божественными персонажами (или Знаками Зодиака в другой системе). Круг - символ пантеона Святых в целом с обозначением Божественного центра. "Круг" - универсально распространенная связь с ЖЕНСКИМ началом. Символика "Круга" многообразна в эмблематических ассоциациях:

  • КРУГ и КРЕСТ - центр и четыре направления Вселенной,
  • КРУГ, РАЗДЕЛЕННЫЙ НАДВОЕ - день и ночь, лето и зима, инь-янь,
  • КРЫЛАТЫЙ КРУГ - Божество, Божественный Дух,
  • ДВА СОЕДИНЕННЫХ КРУГА - священный брак, союз неба и земли.

С понятием "Круг" тесно связано понятие "Колеса", а ключевые слова "Колеса": кольцо, орбита, округ, страна, пространство, совокупность...

Однако "Круг" лишен образа страстей и ужаса, несмотря на соотношение по аналогии с "Колесом пыток", в отличие от "Креста". Его основное значение - повторяющиеся ситуации, возвращающие "на круги своя", тем самым символизируя неправильно проделанную работу и при этом зря, впустую потраченную энергию.

Область функционирования "Круга" многообразна - от культовой принадлежности и овеществленной магии до основных концепций философско-религиозного характера. Один из основных приемов священной и несвященной магии - взятие в "Круг", обеспечивая тем самым защиту и неприкосновенность. О Священной магии в виде церковных Таинств будет подробно рассказано в Главе № XVII "Церковные Таинства".

Таблица № 12

"Круг и приемы священной и несвященной магии"

СВЯЩЕННАЯ МАГИЯ НЕСВЯЩЕННАЯ МАГИЯ
Церковные ритуалы:
- крещение (круг около купели)
- венчание (хождение вокруг централь ной иконы, возложение на жениха и невесту "венцов" круглой формы, обручальные кольца)
- соборование (соборующиеся выстраива ются кругом, священнослужитель обходит их с елеепомазанием)
- отпевание (священнослужитель с кади-: лом обходит гроб с усопшим)
- крестный ход (вокруг церкви во время; Праздников; при засухе вокруг посевов; во время эпидемий вокруг населенного: пункта)
- охранные пояса с написанной на них молитвой для мирского употребления: ("Живый в помощи Вышняго...", "Да воскреснет Бог") и ношение поясов, как части священнического облачения, так же монашеского)
- венец (круг) около головы Святого в иконописании, символ святости,
- заключение образа Святого в сияющий круг, овал, так называемая "мандорла"
- круговой орнамент на одежде священнослужителей
- крест на шее (вокруг)
четки, собранные на круговую веревочку шарики.
- Спиритические сеансы с блюдечком; (круг) и нарисованным на столе кругом; для очерчивания внутреннего пространства, по которому двигается блюдечки
- охранные амулеты, ожерелья, кольца браслеты, пояса с охранными символами
- знаменитые "ведьмины кольца "кольца духов"
- заключение в круг тотемного имени
очерчивание круга от нападок "нечис-i той силы" (мелом, солью)
- символ - круг на одежде
- головные убора круговой формы
- начертание круга для проведения ман гических ритуалов.

Разберем более подробно связь "Круга" с церковными таинствами.

ОБРАЗ КРУГА ПРИ КРЕЩЕНИИ

Творит священник образ круга. Начало круговой защиты при крещении положил народ израильский, творивший круги или лики после потопления преследовавшего их фараона в море. Точно также и при крещении, погребается ветхий человек в водах крещенских, священник с новокрещенным творят божественные лики и обходят вокруг купели. В "Новой Скрижали" дается пояснение и краткая характеристика значения (символики) каждого производимого действия при крещении, приводя высказывание Св. Григория Назианзина: "Это стояние, когда ты станешь перед святым алтарем после крещения, есть предначертание будущей славы; это псалмопение, с которым примут тебя от купели, есть предначатие тамошнего (небесного) песнопения; эти светильники, которые возжжешь ты, суть таинственные прообразы тамошнего световодительства, с которым мы, как светлые и девственные души, со светлыми свечами, сретим Жениха." Круг всегда служил знаком вечности. Поэтому новокрестившийся, обходя ТРИжды ВОКРУГ купели, дает о себе знать, что он обещает служить триипостасному Богу и веровать в Него вечно, то есть до конца своей жизни.

ОБРАЗ КРУГА ПРИ ВЕНЧАНИИ

Обращает яко образом круга. Новобрачные ходят образом круга, символизируя духовное ликование, кругу может быть дано другое значение. Повторяемый круг всегда служил знаком вечности; поэтому в обхождении круга является знамение того, что новобрачные будут хранить супружеский союз свой вечно, пока будут живы. Символическое значение "Круга" имеют кольца и венцы, возлагаемые при совершении Таинства.

Образ "Круга" при других Таинствах имеет точно такое же значение: защита и знак вечного служения.

ПОЯС

Монашескому, священническому и другим чинам полагается носить пояс. В данном случае тоже идет символическая защита от страстей, по словам Симеона Солунского: "вместе с поясом он (монах) обложил умерщвление плоти и целомудрие в себе", "...умерщвление тела и обновление духа, ради целомудрия и чистоты".

ЛОНО

Неразрывны понятия "Круг" и "Лоно".

"ЛОНО == недро, лоно, грудь, пазуха, карман; залив, бухта; ущелье, долина (Втор. XXVIII, 54; 2 Цар. 12, 8; Исх. 49, 22; Иоанн. 1, 18)" (Полный церковно-славянский словарь, М., 1993).

В первоначальном варианте церковного толкования "Лоно" связано с мужским началом: "ЛОНО АВРААМОВО", в религиозных представлениях потустороннее место блаженного упокоения умерших праведников. Образ "Лона Авраамова" (Рай), связан с представлением, взглядом на Авраама как на Отца верующих, не только породившего физически, но как бы усыновляющего лично каждого прозелита (в христианстве - каждого уверовавшего). "Сидеть на Лоне Авраамовом" - значит быть имманентно (интимно) соединенным с Авраамом, как дитя, сидящее на коленях отца, укрывающееся за его пазухой или даже мистически входящее в его "недро", "чрево". Таким блаженным приютом, к которому умершего страдальца возносят ангелы, относится "Лоно Авраамово" в новозаветной притче о Лазаре убогом (Лук. 16, 19-31). В христианской иконографии "Лоно Авраамово" - чаще всего принадлежность композиции страшного суда, где изображается восседающий Авраам, на коленях, за пазухой, в лоне которого сидят Души в видимом образе детей.

Продолжение эта тема получила в образе Пресвятой Богородицы. В этом плане "Лоно" получило ЖЕНСКОЕ начало, как космическое женское чрево, символ космического соития, главный брачный союз - священный брак, в Библейском освещении - брак земли и неба, с которого начинается творение мира.

"Лоно" - характерное моделирование Вселенной с помощью круга. Объектом для моделирования становится некий идеализированный параметр Вселенной, находящийся внутри круга-лона: Спас Эммануил в лоне Пресвятой Девы. В этом случае детородное лоно - женское начало, с помещенным в него мужским началом Богомладенца. Особенно ярко эта символика выражена на иконах типа "Знамение". В имманентном плане "Лоно" Богоматери имеет то же значение, что и "Лоно Авраамово":

  • Мать верующих, не только физически породившая Спасителя, но как бы усыновляющая каждого из нас,
  • сидеть на коленях (синоним "Лона"), значит интимно соединяться с Ней.

Общие значения "Лона":

  • эмбриональная символика зачатия в мотиве сферы,
  • промежуточная фаза между восходом-закатом, днем-ночью, рождением-смертью, верхом-низом,
  • метафора Матери-земли и неба-Отца, соединенных космическим браком.

"Лоно" символизирует женское начало, простейшее его изображение - горизонтальная черта, все горизонтальное - женское. Выстраивается логический ряд: горизонтальное-Луна-дуга-чаша-лоно, то что плодородно и что можно наполнить содержимым (водой, кровью, спермой...). Графическое изображение в виде перевернутого серпа Луны дает Сосуд, чашу, колодец, бассейн, в который стекает благодать, а когда переполняется - вытекает и питает страждущих. Из женского "Лона" рождено все земное, иногда женское божество изображается стоящим в перевернутом серпе Луны, а в иконографии Богоматерь нередко изображается стоящей в бассейне (чаше), как, например, на иконах "Неупиваемая Чаша", "Живоносный Источник". Богородица - Всемирная Мать, Ее лоно выносило нас всех.

Все вертикальное - мужское, символическое изображение в виде скипетра, фаллоса, жезла, палочки, копья, змеи - символы власти правителя, творческая мужская энергия. Обьединение женского и мужского происходит в самой простой схеме - КРЕСТЕ: вертикально стоящая линия - активный, действующий элемент сотворения, горизонтальная линия - требование пассивного, женского поведения, требование лечь, сложить оружие, прекратить сопротивление, сдаться.

При скрещении вертикального и горизонтального возникает изображение четырехкратности, символ тварности, материального мира. В иконографии это объединяется в вертикально стоящем божестве, например, Богородица с младенцем Иисусом на руках, и горизонтальной плоскости бассейна (чаши), в которой происходит какое-то действие с предстоящими персонажами; или стол (тоже горизонтальная плоскость) в "Тайной Вечерне".

Редкий синоним понятия "Лоно" - рука Всевышнего, покрывающая все земное. Она изображается на куполе храма или в верхней части иконы. Рука побеждает мирскую рознь и все приводит к единству соборного целого, держа судьбы людские. Рука, как обязательное правило, зажата в кулак, часто множество святых в венцах сидят в руке (лоне); и к этой руке стремятся души других праведников.



предыдущая глава