окулус | статьи | астрология и вера | астрологическая символика в христианстве

Астрологическая символика в христианстве
Крест

«Крест» - чаще всего встречающаяся символика в христианстве, как обозначение высшей ценности.

"КРЕСТ == орудие поносной смерти нашего Спасителя, сделавшееся для нас орудием спасения и знамением победы над смертью, ... св. Церковь употребляет образ креста Господня, как лучшее для себя украшение и ограждение от козней вражеских. Все священные вещи, употребляемые в храме, одежды, сосуды, пелены украшены крестом; даже сам храм венчается крестом; так что знамя победы всегда и всюду видимо в церкви христовой... Иногда крест означает гонение, несчастье (Мф. 10, 38). Крест свой взять - терпеливо перенести гонения, болезнь, беду, твердо стоять в борьбе со своими страстями и прочими врагами спасения, распинать своё грешное самолюбие (Мф. 16, 24)" (Полный церковнославянский словарь, М., 1993 г.).

«Крест» - основная аналогия "Древа Мирового", более конкретно - "Древа Жизни". Об этом постоянно упоминается в церковных песнопениях, например: "...Радуйся, Кресте, якоже древо животное, еже посреде рая Божия, христианам вожделенное." Или: "...Радуйся, святый Кресте, древом жизни, Адама ради в Эдеме насажденный, преображенный". В связи с этим на понятие "Крест" распространяются все аналогии, приведенные в символике "Древа Мирового" и "Древа Жизни". Например: "...Кресте всечестный, и столп крепкий противу лица вражия", т. е. сопоставление со столбом (столпом). Таких ссылок можно указать огромное количество, как приведенные выше из Акафиста "Честному и животворящему Кресту Господню".

Как символ, "Крест" подчеркивает своим строением идею основных направлений, центра, сил, ведущих от центра вовне, изнутри на перифиерию. Подчеркивание зримого центра "Креста" на пересечении перекладин ставит дополнительный акцент на том, что является высшей ценностью системы, что создает иерархию, сакрализирует все пространство, определяя в нем линии и направления связей и зависимостей. Максимум сакральной силы "Креста" располагается в том сакральном пространственном центре и в тот сакрально намеченный момент, где и когда обретен крест, испытан и воздвигнут.

"Крест" диктует определенные ритмы жизни. На "Кресте" равноденствий и солнцестояний разыгрывается мистерия смены времен года, образуя прямой крест Зодиака, диктуя сезонные ритмы жизни.

Схема № 17

"Крест равноденствий и солнцестояний" Зимнее солнцестояние

"Крест"- символ двойной ноши, визуально наблюдается давление в двух плоскостях: вертикальной и горизонтальной. В АстроЛогии аспект квадратуры (90 градусов) - внезапный аспект, проявляющийся резко и дающий дополнительную нагрузку, напряжение, что полностью соответствует символике "Креста", как двойной, внезапно начавшей действие нагрузке. Аспект "квадрат" наиболее сильно проявлен в конфигурации "Крест или Большой Квадрат" и "Андреевский Крест" космограммы и гороскопа (см. Главу № XIX "Двенадцать апостолов" настоящего пособия).

С "Крестом" связан принцип взаимодействия СТИХИЙ.

КАРДИНАЛЬНЫЕ ЗНАКИ

(Кардинальный крест)

Эти знаки попадают на начало каждого из четырех времен года: Овен, Рак, Весы, Козерог, символизируя зарождение какого-то процесса, на дальнейшее развитие которого потребуется вся энергия первоначального импульса.

ФИКСИРОВАННЫЕ ЗНАКИ

(Фиксированный крест)

Эти знаки соответствуют середине времен года, носят наиболее ярко выраженные свойства каждого из них: Телец - середина весны (фиксированная Земля), Лев - середина лета (фиксированный Огонь), Скорпион - середина осени (фиксированная Вода), Водолей - середина зимы (фиксированный Воздух). Это - олицетворение сформированного процесса, стабильного, сильного, твердого, ярко выраженного, в котором уже зарождается новое.

МУТАБЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ

( Мутабелъный крест)

Эти знаки завершают, например, природный цикл, сулят новые перемены, так как являются подвижными: Близнецы, Дева, Стрелец, Рыбы. К тому же, эти знаки являются "двойными", "двутелыми", что предполагает выбор направления, зависящий не от одной составляющей. Совершенно понятно, что движение в одну сторону совместными усилиями принесет больше пользы, чем выбор разных направлений.

К каждому из этих определений относится по ЧЕТЫРЕ СТИХИИ, составляющих как бы фигуру "Креста". От силы проявленности каждой из которых зависит направление движения (центробежное или центростремительное, а способ взаимодействия (кардинальный, мутабельный, фиксированный) указывает на высшую сакральную ценность каждой из систем: начало процесса, сохранение равновесия или окончание того, что было начато.

Продолжая дальше тему "Крест", следует сказать, что он тесно связан с моделью человека - "крестообразность" с распростертыми руками, а также с моделью духовного аспекта: восхождение Духа, устремленность к Богу, к вечности. Древние христиане падали для молитвы на землю, распростерши руки, изображая положением своего тела "Крест", символизируя падшего человека. В современной церковной практике высшая сакральная ценность фиксируется таким положением тела во время обряда пострижения в монахи, в повседневном употреблении не применяется. Крест изображается жестом "Крестным Знамением". О его значении в разных аспектах будет много сказано, сейчас разберем и изобразим графически тот путь, который проделывает рука, творя на лбу, животе, правой и левой сторонах фигуру "Креста", схематичное изображение пути руки и той фигуры, которая получается при осенений "крестным знамением".

Схемы 18 А, Б, В, Г, Д, Е

"Крестное знамение",

Получается символ с двойным значением: Крест и два Треугольника, вершинами друг к другу, живая, подвижная структура, выйдя из одной точки которой, в нее же и возвращаешься. В отличие от шестиконечной звезды Давида, тоже казалось бы состоящей из двух Треугольников, но с непредусмотренным выходом, движение энергии в такой звезде происходит по замкнутому пространству самих треугольников. Любая фигура "Звезда" символизирует выделенность, отметку, шестиконечная "Звезда" символизирует замкнутость и постоянно повторяющиеся процессы внутри самой структуры, без возможности выхода, так называемая стационарная звезда.

Интересно отметить, что шестиконечная звезда может обозначать не только шестикратность, но и семикратность, в этом случае в ее центр помещают точку. В алхимической символике точка посередине обозначает золото или солнце "в кругу других шести металлов или планет".

Фигура, которая получается при неоднократном сотворении крестного знамения, два треугольника, соприкасающихся вершинами друг с другом, называется "Бант", процитируем Зюрнаеву Т. Н. "Числовая мандала человека", Мн., 1997:

"БАНТ - две диагонали, которые ограничиваются либо сбоку, либо снизу, а две другие стороны остаются полностью открытыми. Она дает двойственность, движение и призывает человека к многовариантности в жизни, извлечению уроков из всего. Такие люди кармические ученики. Но, с другой стороны, это самая свободная фигура. Человек может проявлять себя как хочет. Жизнь предоставляет человеку возможность выбирать, что делать, и выходить на новые уровни жизни. Но таким людям нельзя вести себя бесконтрольно. Им надо ограничивать свободу сознательно. Бесконтрольная свобода может привести к анархии в жизни. Очень хорошо, когда энергии в мандале текут в одну сторону и образуют замкнутую систему. Когда энергии текут в разные стороны, человеку очень трудно найти гармонию в жизни.

Как бы ни складывалась энергия в такой системе, человек должен вести жизнь по высокой программе. Он всегда должен понимать, что делает, размышлять о последствиях своих поступков, к чему призывает вся мандала. Любое событие всегда происходит в определенное время и несет за собой определенную энергию волны. Чтобы получить такую свободу, ее надо заслужить. Свободу человек получает тогда, когда готов к этому". Конец цитаты, в которой изложены принципы ХРИСТИАНСТВА, но на языке числовой мандалы, суть - одна и та же.

Отметим, что при однократном сотворении крестного знамения фигура, получающаяся при этом, тоже очень интересна. Святые Отцы многократно в своих поучениях указывают на то, что навстречу Богу нужно открывать свое сердце, оно и "открывается" при наложении крестного знамения по православному, то есть справа-налево. При сотворении крестного знамения католиком, например, слева - направо, сердце остается закрытым. Автор не говорит, что это плохо, просто при этом циркуляция энергии внутри такой системы происходит по другим законам и на других уровнях, соответственных иному вероисповеданию.

Повторение усиливает производимое действие, тот же принцип относится к символам: их нужно многократно повторять. В сакральном пространстве "Храма" все основано на изображении символа "Креста", начиная от основания церкви (фундамента при постройке). Некоторые из первых камней в основании церкви архиерей полагает крестообразно, показывая тем, что он положил в основание незыблемый камень - Христа.

Структура ХРАМА, независимо от плана постройки (круглой, прямоугольной, квадратной, соединенной кругло-квадратной), также моделирует "Крест" в различных аспектах. Независимо от этого разнообразия каждая форма имеет свое символическое значение. Так, продолговатая форма "Храма", похожая на корабль, выражает ту мысль, что мир есть житейское море, а Церковь -корабль, на котором можно совершать безопасное плавание по жизни; крестообразная форма напоминает, что в основание общества христиан положен Крест Христов; круглая - что Церковь Христова будет существовать вечно. Основная идея "Храма", в том числе и нашего Храма Души, - устремленность к высшим ценностям в различных плоскостях:

ВЕРТИКАЛЬНЫЙ: уровень предстоящих, алтарь на возвышении (с одновременной квадратной структурой алтаря, как символа четырех стихий в стационарном виде), иконостас, воздвигнутый Голгофский Крест, божественные персонажи на куполе и на парусах. На престоле (алтаре) всегда полагается животворящий крест, который называется НАПРЕСТОЛЬНЫМ. Он употребляется в праздничные Дни при отпусках для осенения народа, предлагается народу для целования. На восточной стороне , так же за престолом, водружается крест, называемый ЗАПРЕСТОЛЬНЫМ, и он занимает самое видное место между всеми священными изображениями храма.

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ: уровень в пересечении нефов (или одного нефа, определяемого линией от входа до алтаря, направление запад-восток). Средняя часть "Храма" называется иногда нефом, то есть кораблем, предназначена для молитвы.

"Крест" - геометрическое изображение "Древа Мирового" с теми же двумя основными координатами и семичленной системой космологической ориентации, но с обостренной идеей антропоцентричности. Структурно и хронологически "Крест" выступает как средостение между "Древом Мировым" и Человеком, как геометризированное изображение того и другого. Однако "Древо Мировое" не было единственным или даже преимущественным источником образа "Креста". В формировании его символа ярко выражен СОЛЯРНЫЙ мотив знака перекрещивающихся лучей.

Таким образом, "Крест" - почти универсальный, гениально простой символ-синтез жизни и смерти, плодородия, бесмертия, духа и материи в их единстве, активное МУЖСКОЕ начало, с первоначальной идеей процветания.

Вместе с тем, "Крест" соотносится с символом смерти, мучений: "КРЕСТНЫЕ" муки Иисуса Христа. На кресте можно принять безблагодатную и позорную смерть как преступнику, а можно возвести смерть на "Кресте" в разряд высшей ценности: божество (или человек), висящий на "Кресте" и раскинувший руки по сторонам "Креста", умирает, чтобы через крестные муки и крестную смерть возродиться к новой и вечной жизни. "Жития Святых" свт. Димитрия Ростовского в разъяснительной статье к празднику "Явление знамения Святого Креста" так его определяют: "Иисус Христос дал нам крест святой, которым, как ключем, открывает нам двери царствия Небесного, как некогда благоразумному разбойнику рай". Как символ смерти, "Крест" относится к таинству смерти: последняя исповедь, причащение Святых Даров, похороны, крест на могиле. "Крест" как иероглиф смерти, личная печать смерти, как знак вычеркивания, отмены, упразднения.

Особенность функционирования "Креста" в этих двух противоположных сферах заключается как раз в постоянном синтезе этих двух сфер, приводящем к цепи [колесу) рождений и смертей, к их взаимопроникновению.

Иногда схема-символ "Креста" дублируется изображением птицы с распростертыми крыльями, как символ того же "Древа Мирового", а с другой стороны, как символ Святого Духа в христианской символике.

Двоякая ориентированность "Креста" объясняет еще одну идею, связанную с крестом - выбор между счастьем и несчастьем, жизнью и смертью, процветанием и упадком. Постоянное ношение креста нательно вокруг шеи (аналогия "Круга" и "Креста") напоминает именно о постоянстве вышеназванных ценностей выбора. Соединение основных символов православия "Круга" и "Креста" на шее означает:

  • высший знак защиты,
  • возрождение жизненной силы,
  • знак бессмертия.

Именно на вышеуказанных свойствах "Креста" основано использование креста в гаданиях, в качестве талисмана, амулета, оберега и т. п. Широко практикуется многократное воспроизведение символа "Креста" не только в храмовом убранстве, в одежде священнослужителей, т. е. в ритуальном значении, но и с целью усиления, увеличения благополучия. Крестами окружается сакральное имя или имя, пользующееся особым почетом. Еще чаще крестовый орнамент, резьба, шитье используются в качестве оберега, начиная от окружения крестами всех выходов из дома (двери, окна) в деревенской практике домостроения, заканчивая бытовым "закрещиванием" рта при зевке. "Крест" играет важную роль в ритуалах, в магии, народной и традиционной медицине, гаданиях, в быту. На Руси был обычай, называемый крестование - побратимство через перемену крестов. Поменявшиеся нательными крестами называются крестовыми братьями (сестрами).

Форма "Креста" может быть разнообразна, в православии принят 4-х, 6-ти и 8-ми конечный крест. На иконах можно увидеть изображение всех форм, особенно, как отличительная особенность, на иконах Богоматери, когда восьмиконечный крест приобретает дополнительное значение звезды, знака особой выделенности.

В сознании человека "Крест" связан с идеей перекрестка, пересечения путей (энергетических потоков), развилки пути, где налево - смерть, направо - жизнь, но делающий выбор человек никогда определенно не знает, где право и где лево в магическо - метрической системе мифологического пространства, построенного крестом. Только пройдя по одной из дорог, опытным путем устанавливается правильное направление. Ценой правильности выбора становится ЖИЗНЬ или СМЕРТЬ, чаще смерть с последующим возрождением "мертвой" и "живой" водой, а далее - выбор правильного пути. Эта ключевая роль перекрестка в выборе отражена в сказках, героических эпосах, заговорах, бытовом поведении, молитвенных обращениях. ВСЕГДА СИТУАЦИЯ ВЫБОРА ОЗНАЧАЕТ ПЕРЕКРЕСТОК. Перекресток - переход из одного царства в другое, из одной реальности в другую. И добро, и зло пытаются контролировать это важнейшее место перехода - перемещения: здесь почитают Иисуса Христа, Гермеса, Меркурия, Митру, но здесь же место свидания ведьм и демонов, последний приют самоубийц (лишаемых креста) и старающихся закрепиться на магической плоскости перекрестка. Чаще всего акцент перекрестка ставится не на самом понятии "Перекрестка", а на его реальном положительном результате: жизнь, счастье, богатство, удача, везение, выигрыш.

Основной сакральный символ христианства "Крест" - "Перекресток" характеризует разнородность энергетических потоков (знаний...), влившихся в него. В христианстве идея "Крестного выбора" отражена в евангельских откровениях о распятии Иисуса Христа. Эти сюжеты подчеркивают общую космологическую проблематику "Древа Мирового":

  • расширенное представление о "Кресте", как о крестном древе, о "Древе Жизни и Смерти";
  • материальный принцип четверичности "Креста", на котором распинали Спасителя: он был сделан из четырех сортов деревьев: кедра, кипариса, оливы и пальмы;
  • языковое дублирование четверичности "Креста" на табличке, прибитой на кресте над головой распятого Иисуса, надписи были сделаны на четырех языках.

На рубеже "до" и "после" Рождества Христова, в исторической сфере двух эпох, "Крест" приобретает черты временного, эволюционного, пограничного столба в диалоге между Богом и Человеком, приобретая символическое, эмблематическое значение креста - образа будущей вечной жизни. Можно смело утверждать, что "Крест" является эмблемой ключа, который открывает врата вечности, врата рая. Таких "ключей" целая связка: Имя Иисуса Христа - ключ, Солнце - ключ, крест - ключ, Восток - ключ... В иконописании это отражается в символике жеста "ОРАНТА" - воздетые вверх обе руки, как призыв к вечной жизни и вечной защите, что особенно часто встречается в изображениях Богоматери (например, на иконе Богоматери "Спорительница хлебов").

Этот жест "Оранта" остался от древних монашествующих. Авва Зенон, ученик аввы Силуана говорил: "Кто хочет, чтобы Бог скоро услышал молитву его: тот, когда встанет для совершения ея и прострет руки ГОРЕ, прежде всякой другой молитвы, даже прежде молитвы о душе своей, да принесет молитву о врагах своих, и ради этого Бог услышит всякую молитву его" (Алфавитный Патерик) (Отечник, свт. Игнатия Брянчанинова, М., 1996 / Репринтное изд. 1891). Свт. Игнатий приводит следующий комментарий этой рекомендации Святого Отца: " Из многих памятников монашества первых веков видно, что монахи предстояли на молитве в уединении келейном, с воздетыми руками горе. Так молились преподобные Пахомий Великий, Сисой Великий; вероятно, так молились весьма многие; так советует молиться при особенном наплыве греховных помыслов святой Иоанн Лествичник (Лествица, Слово 15), Такое положение тела способствует Душе придти в подобное положение: устремиться горе. При этом необходимо остеречься от усиленного вытягивания рук и от усиленного направления их вверх, чтоб не придти в состояние разгорячения и восторженности, от которых один шаг до самообольщения и бесовской прелести. Должно воздевать руки умеренно, чтобы дух сохранился в тишине, смирении, умилении; должно давать телу положение висящего на кресте, а не летящего на небо. Глава твоя да будет опущенною вниз, хотя бы руки и были воздеты горе". Как следует из приведенной выше цитаты, положением воздетых вверх рук, выше или ниже, можно регулировать поток энергии, чем выше - тем больше поток.

Символическая роль "Креста" не может быть понята в мифологических, религиозных, бытовых, иконографических и иных системах без учета трансформированных и специализированных образов "Креста", без учета более сложных знаковых фигур, в состав которых входит "Крест":

  • КРЕСТ и КРУГ - соединение мужского и женского, единство и триада;
  • КРЕСТ и ШАР, обычно крест на шаре, - верховная власть, империя, торжество духовного;
  • КРЕСТ, ЯКОРЬ, СЕРДЦЕ - вера, надежда, милосердие;
  • КРЕСТ и ГОЛУБЬ - осененность креста Святым Духом,-
  • КРЕСТ в РУКЕ - Божественная сила истинного учения, торжествующего над ложными учениями;
  • КРЕСТ с ПОКРЫВАЛОМ - соотношение с пребыванием Иисуса Христа в могиле, а также с пребыванием Его в аду;
  • КРЕСТ - преданность Вере;
  • КРЕСТ с РАВНЫМИ ЛУЧАМИ - связь мужского и женского, вертикального и горизонтального, положительного и отрицательного. ВЕЛИКИЙ СИМВОЛ ВЕЛИКОЙ СИЛЫ

Как относящийся к этой теме, рассмотрим вопрос: почему распяли Сына Бога, а не Дочь Бога? Тот же мотив "Перекрестка", Божественного выбора, почему состоялся именно такой выбор?

Начало ответа лежит в принадлежности "Креста" к МУЖСКОЙ стихии. Вспомним, что Господь Бог - мужчина, носитель соответствующего типа энергии (все мужское - вертикальное). И Ангелы Господни - тоже в мужском обличии. Мужская энергия, мужское начало организовывает, дает первоначальный импульс любому процессу, через первоначальную концентрацию с дальнейшим направлением развития процесса. А далее процесс идет с преобладанием ЖЕНСКОГО начала (все женское - горизонтальное): это хорошо видно в предстательстве икон Богоматери в зодиакальном Круге, в соотношении самого понятия "Круг" с женским началом. Если коротко, то Иисуса Христа: зачали, родили, распяли, а ВСЕ остальное пространство Зодиака занимают иконы Богоматери. Противоречие горизонтального и вертикального может быть понято и как единство времени, символ которого является горизонтальная черта, и вечности, представленной вертикалью, причем вечность может пересекать время в любой точке. Место пересечения обеих линий одновременно становится источником энергии, питающим развитие мира во всех четырех направлениях.

Одной из важнейших тем, которая, в свою очередь, оказывается ключем к открытию путей восхождения, является вопрос взаимоотношений мужчины и женщины. Об отношениях между мужчиной и женщиной именно с эзотерической точки зрения (между мужским и женским началами, типами энергии...) предельно просто сказал апостол Павел: "Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе" (I Кор. 11, 11).

Прежде всего нужно отметить, что мужчина достигает своей цели напрямик - так сказать, без церемоний, - способность, которой женщина лишена. Чтобы достичь нужной цели, женщине необходимо найти мужчину - потенциального единомышленника, с помощью которого она достигнет своего вместе с ним. В качестве такого единомышленника может быть: муж, брат, близкий родственник, духовный наставник, монах или священник, вообще человек с эзотерическим опытом.

Этот же принцип лежит в истоках христианства, с постоянным подтверждением в практике церкви (присутствие священника -мужчины в женском монастыре, например). Зарождение христианства происходило уже в эпоху патриархата, когда мог быть воспринят ТОЛЬКО лидер - мужчина. К тому же женщины в истории никогда не были харизматическими лидерами, все религиозные традиции мира в качестве основного божества выдвигают мужскую ипостась, а развивается и дополняется учение с привлечением женского начала, в виде Святых, например. С этим связано различное представление мужчин и женщин о ЖЕРТВЕННОСТИ. Жертвенность женщины всегда ПЕРСОНИФИЦИРОВАНА: жертвовать за кого-то, вместо кого-то (мать - для Сына, за Сына, вместо Сына). Жертвенность мужчин - ХАРИЗМАТИЧНА - во имя ВСЕХ, для всех, за всех. И, став жертвой, Иисус Христос, с мужским началом, дает направление целому учению - Христианству, с приходом которого изменилась целая эпоха. Тот же принцип лежит в основе бытового поведения мужчин и женщин. Начиная с периодов великих потрясений (войны, например), заканчивая работой по дому. Мужчина дает основу всему: идет в бой за всех (Страна, Род), или является главой своей личной семьи. Женщина выполняет всю остальную работу, чтобы организованный мужчиной процесс шел правильно и без перебоев. В этом суть различия Мужского и Женского. Если обратиться к Библии - Первоисточнику, то Бог создал Адама и Еву, тем самым запустив процесс грехопадения и воздаяния, длящийся до сих пор. Виновник грехопадения не один Адам, а вместе Адам и Ева, причем на каждом из них своя доля вины, поэтому искупление не является задачей "только" мужской или "только" женской: это общая задача обоих полов, каждая пара конкретных представителей которых образует один из бессчетных вариантов архетипа - Адама и Евы, первой супружеской пары.

Для женщины, с ее живым воображением, изначально открыт изнутри сам принцип Иллюзии, вкусив от плодов которой (в виде плода Древа познания Добра и Зла), она и предложила их своему мужу; это и было падением, с которого начался долгий путь познания. Суть затруднения в том, что у человека от сотворения отсутствует врожденное понятие Добра и Зла, их истинный критерий. Всякий свет, вспыхивающий в его глазах, неотделим от тени. Это первопричина заблуждений даже тех, кто помимо порядочности, доброты, глубокой веры одарен еще и ясным разумом.

Грехопадение началось, конечно же, с первой пробы яблока, но - подобно приливам и отливам, человек снова поднимается. В "Книге Бытия" указан к этому путь, в дальнейшей истории после сотворения мира и грехопадения. Человек выходит из своего первобытного хаотического состояния посредством ряда поступков, направленных на окончательное спасение. Священное Писание еще раз подчеркивает значение основной идеи "Перекрестка" в правильном выборе пути. Здесь имеет значение не столько продолжительность, сколько порядок событий и те ритмические и гармонические законы, которые характеризуют цикличность хода времени и искупления. То, что происходит единожды, происходит вновь, хотя во второй раз оказывается несколько иным.

Первоначально Бог создал мир справедливости, гармонии и благополучия, исполненный согласия, со взаимной договореностью с человеком следовать установленному Им закону. Несправедливость и грех - это беспорядок, внесенный в мир человеком. Всякий раз, когда он, согрешив, нарушает ЗАКОН, его призывают на СУД. Только лишь Божественная справедливость способна восстановить равновесие и вернуть человека - прощенного и преображенного, раскаявшегося в своих грехах - обратно в упорядоченное сообщество, (см. Главу № XII "Весы разных категорий или Человек - Весы" настоящего пособия). Иллюстрациями такого периодического чередования подъемов и падений, своего рода смены напряжения и расслабления, являются любые истории в Священном Писании: Каина и Авеля, искушения Адама в саду Эдема, Ноя и Потопа, вавилонского столпотворения. Возьмем временную последовательность в истории о Каине и Авеле:

1. Каин совершает падение; он нарушает закон, совершив убийство брата из зависти (сделав выбор на "перекрестке").

2. Он призывается на суд.

3. На него налагается наказание (его земля больше не будет приносить плодов, несмотря на весь его тяжкий труд).

4. После того, как он отработал свой срок наказания, его возвращают обратно. Господь обеспечивает его защитой, отметив своим знамением.

Ритм греха-воздаяния-прощения таков: Каин совершает падение,- Каин возвращается; но теперь уже он другой. Таков магический мир "Перекрестка", никто не остается прежним, побывав в его пространстве, пройдя по выбранному Пути.



предыдущая глава