Черная Луна (Лилит)
Лилит в живописи
Olena
Здравствуйте, дорогие друзья!
Ирина и Anharmony, замечательный топик об астрологических особенностях поэтических образов. Но, почему-то совсем выпустили из внимания живопись. А ведь это тоже очень интересно, понять какая планета или аспекты планет подталкивали художника явить на свет тот, или иной образ.
Хочу сделать первое предположение на этот счет о "Портрете неизвестной" Крамского. Помните эту надменную, загадочную женщину. По-моему, самая настоящая Лилит, воплощенная в женском образе. Такая манящая и ускользающая, обещающая райские удовольствия и повергающая в пучину бед. Гордая, независимая и непокорная, бросившая когда-то вызов не только Адаму, но и всем мужчинам в его лице. Пришедшая из неоткуда, и ушедшая в никуда (в общем, эпитеты можно продолжать до бесконечности).
Говорят, что Крамской писал этот женский образ с известной московской проститутки. И это мне кажется интересным, поскольку и проституция, на мой взгляд, где-то связана с Лилит. Не та её грань, когда женщина вынуждена продавать себя, чтобы хоть как-то поправить свое бедственное положение, а та, когда женщина наслаждается своей властью над мужчинами, способностью соблазнять, околдовывать, сводить с ума, оставляя за собой дорогу усыпанную разбитыми сердцами.
Образ такой женщины, вроде бы заманчивый, и где-то даже присутствует какая-то красота(если так можно сказать), но красота эта холодная, не согревающая сердца, не врачующая ран и не воскрешающая надежды. Но как ни странно мужчины, по-моему, летят на такую красоту как мотыльки на огонь... Не понятно...
Юрий
Версия проститутки действительно имела место. Но это только версия. Даже Репину, близкому знакомому Крамского, ничего не было известно о модели, хотя Репин называл это произведение портретом, а не картиной.
И, как коментарий:
"С людьми горда, судьбе покорна,
Не откровенна, не притворна.
Нарочно, мнилося, она
Была для счастья создана.
Но свет чего не уничтожит?
Что благородное снесет,
Какую душу не сожмет
И чьих не обольстит очей
Нарядной маскою своей?"
М.Ю. Лермонтов, "Как луч зари, как розы Леля..."
"Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука".
Александр Блок, "Незнакомка"
Кстати, картину Крамского, раньше, как и сейчас, многие так и называют - "Незнакомка", тогда как автор назвал ее "Неизвестная".
Ирина З.
очень интересно, понять, какая планета или аспекты планет подталкивали художника явить на свет тот, или иной образ.
Дата рождения Крамского 8.06.37 года.
Лилит во Льве; вполне вероятно, в соединении с Луной (что могло объяснить создание образов, олицетворяющих "вечно-женственное" начало).
Но что не менее важно - в оппозиции к Нептуну в Водолее и в тауквадрате с Лунными узлами. Крестовая конфигурация.
С Узлами орбис большой - 8 градусов, но в год написания картины Узлы снова аспектировали натальную Лилит квадратурой, уже из противофазы.
И, естественно, Нептун с Лилит в оппозиции - это и есть та аура тайны, мистическое притяжение женского начала и печаль ускользающего очарования.
Шум вокруг прототипа Незнакомки был вызван именно загадкой, на которую так никто и не нашел ответа. В архиве художника не было ни строчки об этой женщине, и никому из своих друзей он не обмолвился ни словом. И это при Венере в Близнецах ))).
Но тайна здесь была - в странном волнении Крамской ушел с вернисажа, где впервые была показана неизвестная. И вернулся только к концу. Успех был полным.
Возможно, это был исключительно талантливый психологический ход - оставить публику в неведении относительно прототипа "Незнакомки". Ведь тайна - самый большой соблазн, магнит и искушение. А Лилит и Луна во Льве - это дар интриги, умение дать ощутить другим власть Несбывшегося..
Вот так и остался для нас навсегда загадкой еще один женский образ. И несомненно, в нем есть горечь очарования Лилит...
Уж часы - который час? -
Прозвенели.
Впадины огромных глаз,
Платья струйчатый атлас...
Еле-еле вижу Вас,
Еле-еле.
У соседнего крыльца
Свет погашен.
Где-то любят без конца...
Очерк Вашего лица
Очень страшен.
В комнате полутемно,
Ночь - едина.
Лунным светом пронзено,
Углубленное окно -
Словно льдина.
-Вы сдались? - звучит вопрос.
-Не боролась.
Голос от луны замерз.
Голос - словно за сто верст
Этот голос!
Лунный луч меж нами встал,
Миром движа...
(М.Цветаева)
Олена
Ирина, по-моему, оппозиция Лилит и Нептуна в гороскопе И. Крамского достаточно сильно проявилась и в другом его произведении - "Христос в пустыне".
Наверное, все помнят Евангельский сюжет, согласно которому Иисус удалился в пустыню, где по истечении 40 дней поста был "искушаем дьяволом".
Приведу в качестве иллюстрации отрывок из книги А. Меня "Сын человеческий".
"Предстало ли Иисусу видение,... пытался ли кто-нибудь из обитателей пустыни увлечь Его на ложный путь, или все свершалось в душе Христовой незримо? Об этом не мог рассказать никто, кроме Самого Иисуса. Но он поведал ученикам только суть происходившего. Сатана предложил Мессии три собственных способа завоевать Мир. Первый заключался что-бы привлечь массы обещанием земных благ. Накорми их, "сделай камни хлебами", и они пойдут за тобой куда угодно, говорил искуситель. Но Иисус отказался прибегнуть к подобной приманке: "Не хлебом единым жив человек...".
В другой раз Назарянин стоял на высокой горе. У ног Его лежали пепельные зубцы скал, за которыми угадывались "царства мира сего". Где-то далеко двигались непобедимые римские легионы, плыли по морю корабли, волновались народные толпы. Что правит ими, что царит над миром? Не сила ли золота, не власть ли меча, не стихия ли эгоизма, жестокости и насилия? Кесарь поэтому лишь повелевает народами, что признал владычество темных начал в человеке. "Тебе дам всю эту власть,- сказал Сатана,- и славу их, потому что мне предана она, и я, кому хочу, даю ее". Стань таким как повелители империй и люди будут у Твоих ног. Подобного Мессию-воина ждали иудейские зилоты. Однако Иисус не уступил соблазну меча; не для того пришел Он, чтобы идти по стопам поработителей. "Отойди от Меня, Сатана,- был Его ответ,- написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи".
Из пустыни Иисус направился в Иерусалим. Но и там дух зла не отступал от Него. "Бросься вниз",- предложил он, когда Христос стоял на одной из высоких храмовых площадок; ведь толпа, увидев человека, который упал на камни и остался невредим, наверняка сочтет Его великим чародеем. Но и путь кричащего чуда, по которому пошли как ложные мистики, так и поклонники "технических чудес", не мог быть принят Иисусом. Свою силу Он всегда будет стараться скрывать, избегая духовного насилия над людьми."
Мне кажется в самом этом сюжете незримо присутствует напряженный аспект оппозиции Лилит - Нептун. Как говорят, Лилит - это темная сторона Луны, кармическое воплощение зла, Нептун же, в высшей своей октаве, олицетворяет служение Богу. Иисус, находясь в пустыне, оказался в эпицентре раздирающей Его на части борьбы между темными и светлыми силами, между добром и злом, между Божественным и Демоническим. Нужно было сделать мучительныый выбор, притом, (как это и бывает в оппозициях) сделанный выбор в пользу одного начала, обязательно повлечет за собой расплату со стороны другого, противостоящего. Иисус выбрал Служение Богу и, одновременно, Свою Голгофу.
Хочу еще привести слова самого Крамского об образе Христа: "я понял, что это - такого рода характер, который имея силу все сокрушить, одаренный талантом покорить себе весь мир, решается не сделать того, куда влекут его животные наклонности" - опять звучит все та же оппозиция Лилит и Нептуна. Не правда ли?...
Anharmony
Но продолжая тему проекций...
Искушения Христа в пустыне мне больше напоминают Плутон. Тем более, что по некоторым ректификациям гороскопа Иисуса Христа, Плутон может быть на асценденте. У Подводного о Плутоне в первом доме: "главный урок Плутона - это выработка смирения, которое в данном случае должно нейтрализовать (часто вытесненную) жажду личного мирового или по крайней мере районного господства". Человек ощущает свою силу и находится перед выбором, КАК ее использовать.
И еще "Плутон, этот мифологический царь подземного мира, служит проводником в самые глубины нашей личности, в подсознание, со всеми его тенями, болями, чувством вины, гневом, ревностью и жаждой разрушения. Это очень болезненно отзывается на нашем Эго, мучит его, до тех пор пока мы не будем готовы открыть свою истинную природу, свои вселенские силы, пробудить к жизни подлинное ядро нашей сущности.
Этот "путь к себе" требует большого терпения. Кризисы и перемены, символизируемые Плутоном, тоже подталкивют нас к освобождению от всего старого, мешающего, чтобы мы наконец поняли, в чем состоит наше подлинное предназначение, осознали необходимость постоянного строительства нового, осознали цель и задачу нашей души в процессе мировой эволюции".
Все имхо, как обычно
Ирина З.
…Я глядел на Исуса,
Может быть, минут сто:
Все искал, где искусство
Перешло в божество.
(В.Корнилов)
Все-таки, сложно судить о том, где был Плутон у Христа…
У Крамского он - в Овне. В биквинтиле к Селене. Если речь идет о таком полотне, то мне кажется, здесь импульс дает Лилит, но за всем этим стоит влияние эгрегора, с которым связана Селена художника.
Сначала захватывает внеличностная, нечеловеческая мощь; такое состояние часто описывают как ощущение потока, который идет через человека и не оставляет возможности выбора. Но здесь нет ощущения противостояния, а только - сопричастность, вера и доверие.
Но без импульса Лилит невозможно дать всему этому форму, чудо воплощения. Включение Лилит - это и есть сам процесс творчества.
Здесь, наверное, важно осознать разницу между мифами о Лилит и астрологической интерпретацией Апогея Луны. Правда, мнения астрологов по этому поводу тоже расходятся.
Если Лилит фокусирует все подсознательные стремления, желания и потребности, то важно осознать, что же собственно за всем этим стоит. И тогда придет понимание, что не всегда это только зло.
У Крамского Лилит в 9-м градусе Льва.
"Необходимость ввести в творческое действие самые духовные и жизненные силы, чтобы породить значимые и прекрасные новые формы. Творческая интенсивность. Искусство как духовный фактор." (Радьяр)
И однако… Я все время думаю о судьбе художника. Через год после триумфа "Неизвестной" у него умирают оба сына.
У Подводного описание биквинтиля как-то очень близко к нашей теме (я имею в виду все тот же биквинтиль Плутона и Селены).
Духовный уровень человека определяется количеством совести, которую ему удалось пробудить в эпохе.
Этот аспект в проработанном варианте дает человеку возможность эффективного участия в сложных проблемах низшей жизни; для нее он выглядит носителем рока, неотвратимого, чем-то безжалостного, но в конечном счете справедливого и ведущего ее в правильном направлении.
При этом, однако, его ждут определенные разочарования и безвозвратные потери, поскольку некоторые низшие формы не выдерживают критики и (кармически) должны быть ликвидированы полностью, с чем ему может быть трудно примириться, ибо эти формы находят отклик в его подсознании, и смерть внешних жизненных форм уничтожает что-то в нем самом.