окулус | статьи | астрология и вера | астрологическая символика в христианстве

Астрологическая символика в христианстве
Гора

"ГОРА == значение выражения метафорическое - оно указывает не на место, а, так сказать, на свойства возвещенного здесь пророком божественного пришествия. Оно будет подобно тому, какое было при Моисее на горе Сеир в Идумее, где был медный змий (Числ. 21); и на горе Фаран, где было излияние Духа Святого на старейшин (Втор. 33, 1), т.е. чудесное, наитием Святого Духа и спасительное" (Полный церковно-славянский словарь, М., 1993 г.).

Исходя из этого определения, в эзотерическом смысле "Гора" символизирует поэтапность восхождения по готовым, возвещенным, провозглашенным схемам. Есть цель, есть пути, ведущие к ней, но, самое главное, что пути поэтапного прохождения - восхождения с ориентировкой на указанные пути восхождения. Все просто - есть путь и есть указатели, остается только идти.

"Гора" в символике наиболее распространенный аналог варианта "Древа Мирового", модель Вселенной, в которой заложены все элементы. Часто эти два понятия совмещаются: дерево на горе, или гора, покрытая лесом.

У "Горы" есть нижняя, скрытая часть, и верхняя, обозримая. Обе части показывают направление мировой оси: через вершину горы вверх, через основание вниз - вход в нижний мир, ад. Другое значение "Горы" - "Пуп Земли".

"Гора" соединяет верхнее и нижнее, объясняя многие параллели, являясь устойчивым мотивом для связи и установления симметрии. Верх "Горы" ("Древа" ) - свет и связь с Божественным. Низ "Горы", даже ее внутренняя часть - связь с подземным царством темноты. Внешний, архитектурный символ "Горы" - Храм, соответственно отражающий особенности структуры "Горы", символику ее частей. Главное предназначение "Горы" ("Храма") в установке системы ориентации для поиска спасения, в общей устремленности вверх, что делает "Гору" ("Храм") простым и легким локальным указателем ДЛЯ УМЕЮЩИХ ВИДЕТЬ. Самое гармоничное сочетание "Горы" и "Храма" с "Древом" нашло свое выражение в деревянном зодчестве Российских Церквей, когда все первосоставляющие находятся на своих естественных местах и выполняют первородную функцию: каменное ("Гора") основание "Храма" и вырастающая из него бревенчатая церковь ("Древо"). Каменное зодчество воплощает символику только "Горы" и "Храма", общность с "Древом" - устремленность вверх и соответствующее деление по горизонтали, свойственное "Храму". Горы и высоты всегда считались священными почти во всех восточных религиях, как места возвышенные над землей и приближающие к небу, что и запечатлелось в символике "Храма".

"Храм" венчается куполом, купол напоминает о небе, то есть купол изображает собой свод небесный, выражая собой крайний и высший предел Вселенной, небесную сферу, где царствует Господь Бог. Разграничивается наружное и внутреннее двумя небесными куполами: над церковью - земным храмом, и над земным миром подлинное небо, указывающее направление движения снизу-вверх, от земных привязанностей. Направление движения встречное: сверху-вниз и снизу-вверх, между наружным и внутренним в символике купола полное соответствие. В иконописном варианте "Спас в силах" несет в себе образ храма - Христос изображается на фоне символических фигур: красного квадрата и синего круга, которые символизируют соответственно землю и небо, что одновременно повторяет и символическую схему храма: земной куб, перекрытый сферой неба; и это не случайное совпадение, ибо храм является моделью космоса.

В астрологии схема "Горы" укладывается в поэтапное расскрытие Стихий Знаков Зодиака:

Стихия ОГНЯ

Овен - огонь молодой, только разгорающийся, дающий мало тепла, а больше треска, шума, дыма, но обладающий огромным потенциалом для развития (разгорания): свет начинающегося дня.

Лев - свет и победный жар, огонь разгоревшийся, сильный и дающий много тепла и света, от которого становится хорошо, если держаться на безопасном расстоянии.

Стрелец - огонь старый, угли еще горячие, но открытого огня уже не видно, хотя жар еще есть, то есть "Огонь", который исчерпал потенциал своего "огненного" развития, достиг цели - сжег и дал свет и тепло, превратил в пепел,- свет Солнца, скрывшегося за горизонтом.

Стихия ЗЕМЛИ

Телец - молодая, весенняя "Земля", на которой начинает зеленеть трава, мягкая "Земля", полная влаги и сил.

Дева - "Земля", которая работает, в силе, растит урожай, то есть "Земля", которая расходует свои силы на то, чтобы что-то выросло и созрело.

Козерог - старая "Земля", урожай собран, голая "Земля", мерзлая, темная пещера, нетронутый снег горных вершин.

Стихия ВОЗДУХА

Близнецы - легкий, слегка порывистый ветерок, образное сравнение: стая птиц или насекомых, вьющихся кругами; "Воздух", набирающий силы.

Весы - равновесие противоположностей, своего рода штиль перед бурей.

Водолей - внезапно налетевший ветер, ураган, который разбивает сложившееся равновесие, победная песня "Воздуха".

Стихия ВОДЫ

Рак - источник, "Вода" глубин, питательная жидкость, родник.

Скорпион - болотная, застойная "Вода", гниющая и поддерживающая брожение жидкость, без видимого снаружи движения и давления.

Рыбы - текущая "Вода", подвижная: океан, туман, тающие снега.

В законах постепенного развития, проявления Стихий все та же поэтапность понятия "Горы", восхождение от простого к сложному, от низкого к высокому, от начала к логическому завершению, от скрытого к явному, но на основе одной стихии и одной схемы развития.

Иносказания часто применяются в Священном Писании в отношении понятия "Гора":

- Всякое сильное затруднение называется "великой горою" (Зах. IV, 7). "Пусть шумят, вздымаются воды их, - говорит Псалмопевец, - трясутся горы от волнения их... Не убоимся, хотя бы поколебалась земля, и горы двинулись в сердце морей" (Псал. XLV, 3, 4).

- Господь Бог легко и свободно устраняет всякие препятствия и затруднения в жизни человека: "Горы, как воск тают от лица Господа, от лица Господа всей земли" (Псал. XCVI, 5).

- "Правда Твоя (Господня), - по выражению Псалмопевца, - как горы Божий" (XXXV, 7).

- Вечность и непреложность Божественной Любви тоже сравнивается с горами: "Горы сдвинутся и холмы поколеблются, а милость Моя не отступит от тебя"... (Исайи LIV, 10).

- Когда Давид хотел выразить свою уверенность в благосостоянии и благоденствии своего царства, он говорил: "Господи, Ты укрепил гору мою" (XXIX, 7).

- Царство Мессии также сравнивается с горой в книге прор. Исайи (II, 2; XI, 9; Дан. II, 35).

Как место возвышенное, приближающее человека к Богу, "Гора" служит местом проповедей: наГОРная беседа Иисуса Христа (Лук. VI, 17 - 20, Мф. V, 1, 2), произнесенная Им в бытность Его в Галилеи. При этом подразумевается, что та информация, которая идет с возвышенного места есть от Бога и истинна. Молясь на вершине "Горы" (син. возвышенного места, например, алтаря), молитва быстрее доходит до ВсеВЫШнего. НаиВЫСшее значение "Горы" и ее символика удержаны в понятии:

"ГОЛГОФА == (Мф. XXVII, 33; Мр. XV, 22; Иоан. XIX, 17; Лк. XXIII, 33), иначе краниево лобное место - горная возвышенность на северо-западе от Иерусалима, на которой был распят Господь." (Библейская энциклопедия, М., 1891 / Репринтное изд., 1990). Голгофа - максимальная концентрация понятия "Горы": символ устремленности вверх; символ максимального приближения к Богу; символ концентрации горизонтального уровня предстоящих у подножия Креста с распятым Сыном Бога людей, приближенных к Божественной символической середине - Иисусу.



предыдущая глава