Психограмма недели с 4 по 10 декабря 2023: Штормит или Нептун посылает спасательный плот
Имя | Отзыв (сообщение) |
Зея |
И второй вариант токсичного мужского начала мы видим в новом фильме Сокурова "Сказка". И в отличии от многих критиков и поклонников творчества режиссера не буду лить елей в его уши и восхвалять фильм и приписывать ему то, что в нем не увидела. Уже само название фильма вскрывает декаденство задумки автора. Сказка - это не о преисподней и не о диктатуре, это о детстве, где для маленького человека "еще деревья большие", а значит еще есть стремление к чему-то доброму и хорошему. Сказка помогает выстроить у детей ценностную систему координат, которая является символическим фундаментом для проживания совести. Но совесть в фильме отменена. В любом случае, когда слова сказка, преисподняя, Сталин, Гитлер и Муссолини связаны в одном формате, то у меня невольно начинают повсюду гореть красные лампочки и задаюсь вопросом, откуда появляется у человека желание запачкать смертью, насилием и упоением власти детство? Какой запрос стоит за этим? Несостоявшегося отцовства? Тяжелого детства? (При этом отцовства в его полной потенции, а именно в фигуре отца-бога. Для этого в фильме нужна фигура Иисуса. Режиссер цитирует себя в отце-боге и выбрал для себя роль демиурга).
Назовите фильм "комиксом", это то, что больше всего к нему подходит. Кто-то сказал, что это видение. Но для видения в фильме слишком мало глубоких смыслов, если в фильме смыслы и есть, то они искарежены, подменены и завуалированы. Возможно посещение современного шамана и возможность с его помощью пережить настоящее странствие в мир духов поможет режиссеру выбраться из той пустоты, в которую забрел автор со своими любимыми героями в своей сказке. А то, что этот фильм - сказка для самого режиссера, это бесспорно. Это гимн режиссера себе в попытке переработки своих политических амбиций и сильного стремления к власти. Режиссер даже нарочито подчеркивает это, вводя свое имя в полилог-диалог-монолог диктаторов с самими собой и друг с другом (27 минута фильма), тем самым навязывая им и нам себя как характер, претендующий на панибратсво с диктаторами и власть имущими. БОльшая скромность дала бы фильму хоть какой-то да смысл или хотя бы больше стиля. Когда в обсуждениях фильма слышала о том, что фильм так легок в восприятии и зритель чуть ли не парит средь тяжеловесных цитат мировой истории, где мельница замещается каруселью, и то открываются, то закрываются врата О. Родена..., то кроме покачивания в сокрушении головой в осознании потери всякого морального начала, у меня не остается слов. И все эти восторженные восклицания об элитарности фильма, приводят к смущению и испанскому стыду. Но вернемся к фильму, его можно прагматически назвать "Цитаты" или у меня есть еще более подходящие названия, которые отвечают его сути, а именно "Откровение" или "Аутинг". Так о чем же этот фильм? Вы, конечно, уже и без меня догадались, но не можете об этом открыто говорить. Он о мужчине и его любви к другому мужчине. Только вот зачем прятать все это сугубо человеческое за такой тяжеловесной и скучной игрой с властью и смертью? Братья, братья, братья... Весь фильм состоит из этого слова. Сестры задвинуты под плинтус истории, они любят войну и "с удовольствием" (слова Сокурова) ходят на кладбища к своим на войне погибшим мужчинам. Солдаты же любят цветы. Они же в фильме долго стоят на сцене (трибуне) и как дивы купаются во внимании публики (или сестер), котороые смотрят снизу вверх ко во власти восхищения упивающимся диктаторам. (Пишу все это с сарказмом, но это надеюсь и так чувствуется). Братья флиртуют друг с другом и режиссер флиртует со своми "героями". Они пахнут, воняют, они любят и ненавидят друг друга. Зрителя погружают в фейерверк "романтически-любовного" сближения и отдаления: Комплименты в отношении внешности и одежды и, конечно, и открытая сексуальность в образе многочисленных писсуаров с уринирующими старыми мужчинами. Только сам акт остается за кадром или же за воротами. Режиссеру нравится игра с предвкушением и он периодически водит своих героев к воротам, обещая и маня наслаждением. Черчилль с королевой - это алиби морали, что-то типа слепого пятна фильма, который режиссер вводит, чтобы потешиться над собой и над нами. Но осознанно ли? Возможность Черчилля звонить по спутникому телефону королеве, которая живет в другом, не сокуровском измерении свободного мира, обыгрывает тему вознесения, делает фигуру Черчилля ключевой во всем фильме и обещает зрителю возможность преодоления токсичного мужского начала, паразитирующего на вседозволенности власти и ее произвола. Режиссер, примеряя на себе фигуру бога-отца, строит диктаторов двадцатого века и остается с ними в их времени, откуда он уже не вернется. Пока так Не знаю, вернусь ли к этому фильму снова. Но он хорошо подходит под энергии Сатурна в Рыбах. |
Зея |
Перед тем как перейти к новой неделе мне бы хотелось сказать пару слов о двух фильмах, которые нашумели на прошлой неделе и заставили основательно задуматься. Особенно второая карта недели корреспондирует с этими художественными форматами и схватывает энергии этих работ. Речь пойдет о сериале "Слово пацана. Кровь на асфальте" Ж. Крыжовникова и фильме "Сказка" А. Сокурова или о токсичном мужском начале. Скажу честно, сериал не смотрела полностью, только небольшие пассажи. Но все же решила написать об этом. О чем это? Об отсутствии будущего, прошлого и настоящего. И о снова и снова возвращающемся, перпетуируемом моменте самоотрицания. Символично, что эти энергии через этот сериал именно сейчас актуализировались в обществе, как бы возвращая его в конец восьмидесятых, во времена полного провала советского концепта и попытки хоть что-то спасти или поставить на новые рельсы. Символическая фигура пацана рассказывает о "еще не мужчине", о незрелой молодой мужской энергии, у которой нет приложения и перспективы вырасти в сильное мужское начало. Мужское застревает в переходном возрасте и не может вырваться из клетки его гормонального шторма. Отсюда результируют искажения в понимании силы и ее применения, которые в этой искаженной форме сопровождают позже уже "взрослого пацана" по жизни и перекрывают все возможности выбраться из этого токсичного социального тупика и стать мужчиной. И вот эти "взрослые пацаны" сейчас у власти и навязывают окружающему миру свою непроработанную мужскую токсичность. О фильме Сокурова в следующем комментарии. |